Новое Царство Древнего Египта История Фараоны 1540-1080 гг до н

Новое Царство Древнего Египта ок. 1540 — ок.1080 гг до н.э.

Этот период длится около пятисот лет и содержит большинство археологических памятников, артефактов и архитектуры (а также пирамид), которыми славится Новое царство древнего Египта. Фараоны той эпохи построили великие храмы Карнак и Луксор в Фивах. На другом берегу Нила было основано захоронение: Долина царей.

Королевство охватывает три династии, но первые две, 18-я и 19-я, обеспечивают наибольшую славу в храмах Амона-Ра (хотя есть промежуточный период в 18-й династии при Эхнатоне, когда этого почитаемого бога насильно отвергают. Фараон).

Потомки Тутмоса ок. 1525-1379 гг до н.э.

Первым могущественным правителем Нового Царства является Тутмос I. Сын фараона от наложницы, он обеспечивает свою преемственность, женившись на своей сводной сестре полной королевской крови. Взойдя на престол в 1525 году до нашей эры, Тутмос энергично расширяет Новое царство древнего Египта. Покорите юг Нубии до четвертого порога Нила. К северу он достигает Сирии и Евфрата.

Брак со сводной сестрой — обычная практика, и это происходит снова (и с той же целью) среди детей Тутмоса. Его наследник, также Тутмос II, сын его младшей жены. Поэтому он женат на своей королевской сводной сестре Хатшепсут, дочери королевы.

Тутмос II наследует трон своего отца около 1500 г до н.э., но умирает через несколько лет. Его наследник Тутмос III, сын наложницы, новорожденный. Хатшепсут приходит к власти — сначала как регент своего пасынка, а затем, возможно, в 1490 году, как фараон.

Статуя царицы Хатшепсут
Хатшепсут — редкое исключение в египетском наследовании престола, поскольку женщина правит как фараон. Он появляется на своих памятниках в мужской одежде (даже с накладной бородой, которая является особым атрибутом фараона). И он правит с такой же уверенностью, как и любой другой человек, хотя и посвящает себя искусству мира, а не войне. Торговля и архитектура — его приоритеты.

Заинтересованный в развитии торговли, правитель Хатшепсут отправила в Пунт известную торговую миссию. Этот район, вероятно, находится на побережье Красного моря в современной Сомали, что приводит к поставкам золота, черного дерева и мирры. Строительная программа его отца продолжается в Карнаке. И его имя живет сегодня в заупокойном храме, который он строит за рекой в ​​память о себе и своем отце.

Хатшепсут умирает около 1470 года, и его пасынок Тутмос III (законный наследник узурпированного им престола) становится наследником престола. Он приходит к власти в то время, когда вассальные государства в Палестине и Сирии, подчиненные Тутмосу I, вновь подтверждают свою независимость. Это трудность, с которой Тутмос III хорошо справляется.

В первой из многих кампаний на север (около 1469 г.) Тутмос одерживает впечатляющую победу при Мегиддо, подробности которой он записывает в Карнакском храме. Вскоре он восстанавливает контроль над всеми регионами, завоеванными его дедом, и имеет более величественное отношение к империи, чем его предшественник.

Молодые аристократы с завоеванных территорий едут в Фивы, чтобы изучить египетский образ жизни. Получив образование и установив личные контакты в центре власти, они возвращаются домой. Теперь, когда они правят своими вассальными государствами, они скорее склонны к сотрудничеству, чем восстать. Таким образом, Тутмос задает образец мудрой имперской политики.

Как и его предшественники, Тутмос III — заядлый строитель, что значительно усиливает великолепие Карнака. Его правнук Аменхотеп III продолжает эту традицию, отвлекая внимание от южной части Фив, в Луксоре, где начинается храм Амона-Ра.

В течение полутора веков Тутмос I и его потомки чтили этого традиционного бога, симбиоза Амона (местного бога Фив) и бывшего бога солнца Ра. Но статус фиванского бога подвергается резкой критике во время правления Аменхотепа IV, сына Аменхотепа III, который наследовал своему отцу около 1353 г до н.э.

Вызов от Атона 1353-1336 до н.э.

В течение короткого времени в Новом царстве древнего Египта Амон перемещается со своего центрального положения в египетском пантеоне. Вскоре после вступления на престол Аменхотепа IV, около 1353 г до н.э., он изменил свое имя с Аменхотепа («Амон умиротворен») на Эхнатон («полезен Атону»). Это означает, что Атон, солнечный диск, должен стать новым божеством государства. Шесть лет спустя Эхнатон переносит столицу из Фив в совершенно новое место, примерно в 300 милях вдоль Нила, Ахетатон, ныне известный как Тель-эль-Амарна.

Эхнатон
При этом Эхнатон пытается стереть имя Амона со всех надписей. Атон должен быть единственным богом.

Утверждение, что нет другого бога, кроме Атона, представляет собой первый шаг к монотеизму, и по этой причине западные историки уделяют большое внимание Эхнатону. С египетской точки зрения это кажется менее значимым. Через несколько лет после его смерти, примерно в 1336 г до н.э., древняя религия была восстановлена, столица вернулась в Фивы, а Тель-эль-Амарна был заброшен.

Опять же, изменение символизируется изменением имени. Эхнатона заменили два мальчика. Один из них — Тутанхатон. При возрождении культа Амона имя нового фараона изменилось на Тутанхамон.

Тутанхамон, ныне известный замечательным содержимым своей гробницы (см. Могила Тутанхамона), наследует трон около 1333 г до н.э в возрасте девяти лет и правит еще девять лет. Это не окажет большого влияния на историю Египта.

Без наследников после смерти Тутанхамона его трон переходит к престарелому визирю по имени Эй (чья жена была кормилицей Нефертити) становится фараоном. Но Эйе умирает четыре года спустя, снова без наследников. На этот раз на трон восходит более сильный персонаж: Хоремхеб, командующий армией. Он правил четверть века, энергично стирая все следы еретика Атона. Затем, не имея наследников, он завещал престол Рамзесу I, своему визирю, главнокомандующему и основателю девятнадцатой династии.

Фараоны по имени Рамзес 13-11 века до нашей эры

Рамзес — это имя, которое чаще всего ассоциируется с западными фараонами, отчасти потому, что Рамзес II заказывает одно из самых известных изображений силы фараонов (его колоссальные статуи в Абу-Симбеле). А еще потому, что у египетских царей восемь правителей подряд получили это имя.

Рамзес I прожил всего два года, до 1290 г до н.э., после того, как он получил престол в качестве престарелого генерала. Когда он вступает на престол, за ним следует его сын Сети, уже опытный политик. Сети проделал долгий путь, чтобы стабилизировать империю в течение ее одиннадцатилетнего правления, наблюдая за восстановлением искаженных надписей Амона. Но кульминация новой династии — долгое правление сына Сети, Рамзеса II.

Храмы Рамзеса II Абу-Симбела
Он унаследовал молодой трон (хотя у него уже есть опыт ведения войны, сопровождая своего отца в сельской местности), и правил в течение огромного периода шестьдесят шесть лет (1279–1213 гг. До н.э.). Его правление было отмечено мирным урегулированием борьбы Египта против хеттов в Сирии и крупными строительными проектами.

Рамзес завершает строительство Большого Колонного зала в Карнаке, спроектированного его дедом и начатого его отцом. И это создает впечатляющие памятники на новом месте, Абу-Симбел. Помимо храма, которым знаменит Абу-Симбел, есть храм поменьше, посвященный жене Рамзеса, Нефертари. Колоссальные статуи королевской четы в сопровождении своих детей украшают фасад этого семейного святилища.

В египетской традиции Рамзес II считается идеальным королем. Это связано со многими факторами, продолжительностью его правления, размером гарема и семьи (не менее 100 детей), процветанием и спокойствием Египта того времени. Также талант к рекламе, обнаруженный в огромном количестве памятников и надписей, посвященных его достижениям. (Бесполезная битва с хеттами при Кадесе, где сам фараон играл центральную и мужественную роль на поле битвы, неизменно описывается как великая победа).

В результате его громкой славы все члены более поздней 20-й династии взяли его имя непрерывной линией от Рамзеса III до XI.

Последний Рамзес, правивший с 1187 по 1075 год до нашей эры, на самом деле не был потомком великого царя. Их предок Сетнахт — обычный человек, вступивший на престол в 1190 году после периода хаоса. Сын Сетнахта, Рамзес III, восстанавливает свою власть, но вскоре ситуация снова ухудшается.

Проблема, с которой он сталкивается, заключается в постепенной утрате контроля над тремя регионами, в которых Египет расширился от узкой долины Верхнего Нила на север до Палестины и Сирии, на запад до Ливии и на юг до Нубии. С севера угроза исходит теперь не от хеттов, с которыми Рамзес II установил прочный мир, а от таинственных народов моря.

Морские люди, которые непосредственно угрожают Египту, описаны в документах как Пелесет. Направляясь к югу от побережья Палестины, они в конечном итоге удерживаются в этом регионе Рамзесом III, скорее всего, тем же народом, что и библейские филистимляне.

Между тем потеря контроля над Ливией и Нубией означала значительное сокращение доходов империи. На фоне растущей анархии разграбление гробниц с их огромными сокровищами становится обычной практикой. Когда Рамзес XI умирает, примерно в 1075 году до нашей эры, губернатор северного города Танис создает независимое королевство в дельте Нила. Так заканчивается 20-я династия и Новое царство Древнего Египта.

Второй Промежуточный Период

Гиксосы представили Египту лошадь и колесницу
Правящие из своей столицы Авариса, гиксосы в конечном итоге взяли под свой контроль весь Нижний Египет около 1650 г до н.э египетский фараон стал не чем иным, как подставным лицом. Эта эпоха известна как Второй промежуточный период (около 1674–1552 гг. До н.э.). Гиксосов ненавидели египтяне, но они внесли много улучшений, в том числе лошадь и колесницу, а также эффективную сельскохозяйственную систему, называемую севооборотом.

Фиванские цари по-прежнему правили землями южного Египта, но нубийское королевство Куш объединилось с правителями гиксосов против Фиванского царства. Египтяне начали серию кампаний по изгнанию гиксосов и сдерживанию нубийцев, но все они потерпели неудачу. Наконец, Яхмос I, который когда-то был солдатом фиванской армии, сумел победить гиксосов в 1552 году до нашей эры.

Поклонение Нилу

Главный водный путь был культовым объектом для египтян на протяжении нескольких веков. Основная причина такого положения дел заключалась в том, что он ежегодно «подносил» на поля полезный ил, что способствовало получению больших урожаев. Даже фараоны специально изобрели гимны и молитвы Нилу. Некоторые из них высечены на каменных плитах на берегу реки.

Фараон-еретик

Фараона Аменхотепа IV (1353–1336 гг. До н.э.), взявшего имя Эхнатона, можно назвать революционером. Его женой была загадочная королева Нефертити. Придя к власти в период расцвета Нового царства, Аменхотеп решил сменить культ многих богов, который издавна практиковался в Египте, на монотеизм.

Нефертити-иэхнатон
Статуэтка из известняка молодых Нефертити и Эхнатона (ок. 1345 г до н.э.), Лувр

Его избранного бога звали Атон, он изображался в виде солнечного диска. Чтобы освободить двор от влияния первосвященства, он перенес столицу в новый город Ахетатон («горизонт Атона»), построенный в пустыне.

Там он попытался ввести новый стиль искусства, более реалистичный, чем стилизованные скульптуры прежних времен.

Статуя-Эхнатона-из-храма-Атона-в-Карнаке
Статуя Эхнатона из храма Атона в Карнаке

После его смерти реформы немедленно прекратились. Старый пантеон был восстановлен, столица вернулась в Фивы, а наследники приложили немало усилий, чтобы стереть память об Аменхотепе IV из истории.

Государственные и религиозные реформы в Египте этого периода

В эпоху Нового царства Египет вступил в бронзовый век, постепенно вытесняя медные и каменные орудия труда. Социально-экономическая жизнь стимулировалась повсеместным использованием принудительного труда, использование которого напрямую зависело от успешных захватнических кампаний. Списки добычи, известные из надписей на стенах храмов в Фивах, включают лес, лошадей, крупный рогатый скот, оружие, слоновую кость, ткани, изделия из драгоценных металлов, нефть и тысячи иностранных рабов, которые в основном входят в королевский храм и фермы.

Постепенно назревал конфликт между королевской властью и «второй властью» в обществе — потомственной столичной знатью, тесно связанной с духовенством Амона-Ра, имевшим огромное влияние. Эпилог произошел во времена правления Аменофи IV (Эхнатона) (около 1352–1336 гг. До н. Э.).

Современная хронология Древнего Египта

Хронология Древнего Египта была снова пересмотрена благодаря более современной методике радиоуглеродного анализа, примененной в 1976 году для анализа. Как оказалось, ранее предполагаемые даты для таких периодов, как додинастический и доисторический, более древние. В результате была получена следующая хронология Древнего Египта:

  • Додинастический период (5500-3100 гг. До н.э.);
  • Династический период (3120–332 гг. До н.э.). Включает время правления 30 династий. Кроме того, этот период разделен на несколько фаз: предыдущее царство, древнее царство, первый переходный период, среднее царство, второй переходный период, новое царство, третий переходный период, следующее царство;
  • Эллинистический период (332-30 гг. До н.э.).

Полученные даты в основном подтверждают даты Сотиаса. Началом исторического периода принято считать 3150 г до н. Э., Но это неточное и условное значение. Скорее, это свидетельствует о возникновении не самой письменности, а письменных памятников, сохранившихся до наших дней. С точки зрения хронологии, цивилизация в Древнем Египте существовала до 3150 г до н. Э., Несмотря на отсутствие письменных источников, относящихся к более ранним годам. Необходимо различать цивилизацию и письменность как два совершенно разных явления. Достаточно развитая цивилизация в долине Нила возникла в период с 5000 по 2700 год до нашей эры. NS. Этот период характеризуется формированием Старого Царства с созданием языка, письменности, государственных институтов и политики, религии. К сожалению, из-за древности этой эпохи до наших дней сохранилось мало фактов о ней. Однако благодаря некоторым из них можно получить приблизительное представление о жизни в Древнем Египте того времени.

Роль Ассирийского царства в период Нового царства

Мир и стабильность после нубийского завоевания длились недолго, поскольку в Древнем Египте был еще один внешний фактор — ассирийцы. Хотя их военный набег был недолгим, результаты оккупации были разрушительными. Фивы были разграблены. Несколько известных храмов, в том числе гробница Рамзеса II, были разрушены.

Ассирия
К счастью, ассирийцы были вынуждены бежать на свою территорию, оставив контроль над властью царю Саису Псамтеку I. С него начался ход XXVI периода и новая эра стабильности и процветания в истории Древнего Египта. Более века цари этой династии будут править, пока государство не будет захвачено персидскими захватчиками. Первая оккупация персидских войск, известная как XXVII, длилась более века. Амиртаю, единственному фараону из династической линии XXVIII, удалось освободить Египет от персидского ига и восстановить контроль над всей страной.

Независимой страной оставалось около 60 лет, в течение которых правили короли XXIX и XXX династических ветвей. В это время отмечается возрождение традиций Древнего Египта. Второе персидское завоевание продлится около 10 лет, но запомнится современникам как самые мрачные страницы истории Древнего Египта: были разграблены храмы, убиты священные животные, с населения облагались непомерные налоги. Александр Македонский стал освободителем страны от завоевателей.

С походом Александра Македонского Древний Египет войдет в эпоху эллинистического государства.

Ливийцы и другие 11-8 вв до н.э.

21-я династия, основанная в Танисе, никогда не контролирует весь Египет. Фивы, находящиеся под влиянием могущественных первосвященников, остаются в основном дружелюбными, но независимыми.

Более возмущены священники из следующей династии (22-я, примерно с 950 г до н.э.). Это династия ливийцев, военных, которые давно получили контроль над всем Египтом через свои гарнизоны. Их обычаи и верования полностью египетские, поскольку они и их предки служили в египетских армиях (вероятно, произошли от ливийских пленных, доставленных в Египет Рамзесом III).

Ливийцы не могут сохранить единство страны. Местные командиры становятся все более независимыми. Когда-то шесть человек провозгласили себя королями своих регионов. Более того, около 800 г до н.э в Фивах была провозглашена отдельная династия (23а). В восьмом веке еще один (24-й) установлен в дельте Нила.

Во время этого хаоса в египетской империи есть только один тихий регион. Куш, расположенный на крайнем юге, недавно пробился, действуя как стабильное и независимое королевство в традиционном египетском стиле. К середине 8 века правителем кушитов является Кашта. Он обращает свое внимание на богатые, но теперь хаотичные земли дальше по Нилу.

Искусство Древнего Египта. Новое царство (стр. 1 из 3)

Новое царство древнего Египта

После периода упадка, вызванного нашествием гиксосов, египетское искусство процветало в период Нового царства (ок. 1580 — ок. 1085 до н. Э.).

Удачные путешествия в Азию и приток богатства привели к исключительной роскоши египетской знати того времени. На смену суровым и драматичным образам эпохи Поднебесной приходят изысканные аристократы.

Стремление к изяществу и декоративному великолепию растет.

В архитектуре развиваются традиции предыдущего периода. Самыми крупными постройками эпохи Нового Царства были храмы или «дома» богов. Один из них — заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525–1503 гг. До н.э.) — находится в Дейр-эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила.

Храм был посвящен Хатхор, богине любви, музыки и танцев, дочери бога Ра, глубоко почитаемого египтянами. Сама царица Хатшепсут (18 династия) была исключительной личностью. Забрав власть у своего пасынка, будущего Тутмоса III (18 династия), он не столько воевал, сколько восстанавливал старые храмы и строил новые храмы.

С его именем также связана военно-морская экспедиция в город Пунт (вероятно, территория современного Сомали).

В своих многочисленных статуях Хатшепсут, хрупкая и миниатюрная женщина с характерным узким профилем лица, высоким лбом и расширенными и удлиненными глазами, всегда изображалась в образе бородатого мужчины, традиционного для изображений фараонов. После смерти Хатшепсут Тутмос III приказал разрушить его статуи и записал в надписях свое имя.

Храм Дейр-эль-Бахри — выдающийся памятник древнеегипетской архитектуры — построил архитектор Сененмут, фаворит королевы. Храм стоит у подножия крутых обрывов Ливийского плато, которые, выступая в качестве первоначального фона сооружения, в то же время сливаются с ним в единое неповторимое целое.

Примечание

Храм состоит из двух порядков террас, соединенных пандусами и обрамленных аркадами, открытого двора, окруженного колоннадой, и святилища, высеченного в скале. Строгий вид храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в образе Осириса, колонны, на капителях которых была вырезана голова богини Хатор, а также росписи и рельефы.

На террасах стояли пруды, росли деревья.

Карнакский храм

Наряду с полукаменными храмами в архитектуре Нового Царства все большее распространение получают храмы-святилища открытого типа. Самыми совершенными воплощениями культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Сут и Ипет Рес, посвященные богу Амон-Ра. Сейчас они известны как храмы Карнака и Луксора.

Храм Амона в Карнаке строился на протяжении многих веков, от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Результат — множество столбов, площадей, ворот, атриумов, обелисков, коридоров и т.д.

Большинство зданий было возведено в эпоху Нового царства.

Храм, имеющий в плане форму буквы «Т», в своей основной части (идущей с запада на восток) имеет типичную структуру храмов Нового Царства — с его пилонами, открытым двором, гипостильный зал и святилище.

Сегодня вход на территорию храма Амона начинается с древней пристани, от которой аллея сфинксов (с телом льва и головой барана) ведет к первому пилону, построенному во времена правления Рамзеса II. (19 династия).

Справа от пирса находится небольшой храм на лодке, построенный королем Хакором (династия XXIX) и использовавшийся в качестве остановки для божественных процессий, когда священная лодка Амона покидала храм или, наоборот, возвращалась в его дом после очередной вечеринки.

Первый пилон, открывающий вход в большой открытый двор, был построен во время правления фараона Нектанеба I (XXX династия). Это гигантское сооружение высотой 40 метров осталось незавершенным.

Большой двор Храма Амона содержит несколько построек. По боковым стенам двор украшают папирусные колоннады. Слева от прохода находится трехчастное святилище Сети II (19 династия) из песчаника, когда-то украшенное царским колоссом, привезенным в Европу в 19 веке.

Важный

Перед святилищем стоит маленький сфинкс с чертами портрета Тутанхамона (XVIII династия). В центре двора когда-то стоял грандиозный павильон Тахарки (25-я династия), который использовался для хранения священных лодок. Павильон состоял из десяти папирусовых колонн высотой 21 м, соединенных в основании невысокими стенами.

До наших дней сохранилась только одна колонна. В центре павильона — массивный алебастровый алтарь. К востоку от колонны находится второй пилон, открывающий вход в гипостильный зал.

Справа от входа в Большой двор находится небольшой храм Рамзеса III (20-я династия), уменьшенная копия заупокойного храма этого фараона в Мединет Абу. Первый двор храма Рамзеса III украшен по бокам ассирийскими пилястрами фараона, стены покрыты рельефами со сценами различных обрядов и праздников.

За южным крыльцом находится небольшой гипостильный зал и темные святыни для священных лодок. С востока так называемые «Порта деи Бубастиди» граничат с храмом Рамзеса III, покрытым знаменитыми барельефами, изображающими фараона Шешонка I (22-я династия), который побеждает азиатов.

В древности перед вторым пилоном храма Амона стояли два колосса Рамзеса II, от которых сегодня остались лишь фрагменты. На третьем колосе фараон изображен вместе с дочерью Бент-Анат.

Гипостильный зал Храма Амона, расположенный за вторым пилоном, относится к вершинам мировой архитектуры. Зал имеет размеры 103 х 52 м и состоит из ста сорока четырех колонн. Колонны, обрамляющие центральный неф, высотой более 20 м и диаметром около 3,5 м имеют капители в виде раскрытых цветов папируса.

Нижние колонны боковых проходов выполнены в виде пучков непродуваемых стеблей этого растения. Столбчатые стволы покрыты великолепными рельефами общей площадью 24 282 квадратных метра и отделаны золотыми листами. Ныне несуществующие потолки темно-синего цвета были украшены желтыми звездами и парящими священными воздушными змеями.

В древности между колоннами гипостильного зала стояли статуи королей и богов. Окончательная отделка и отделка гипостильного зала были завершены только при Рамзесе II.

Внешние стены гипостильного зала покрыты рельефами, иллюстрирующими азиатские войны Сети I (XIX династия) и Рамзеса II, на внутренних стенах сохранились сцены из великого праздника Опета, повседневной службы храма, иллюстрации с мифологическими сюжетами.

Третий пилон был заложен Аменхотепом III (18-я династия) и завершен при королях 19-й династии. За этим пилоном при Тутмосе I (18-я династия) и Тутмосе III (18-я династия) были воздвигнуты четыре обелиска, из которых уцелел только один. В пространстве между третьим и четвертым пилоном начинается вторая перпендикулярная ось храма, ведущая на юг — в сторону Луксорского храма.

Четвертый и пятый пилоны главной оси храма, обращенные на восток, были построены при Тутмосе I. Между ними были построены т. Н. «Зал Инени», украшенный ассирийскими пилястрами фараона; при Тутмосе III зал был перестроен.

Совет

Здесь же находятся знаменитые обелиски Хатшепсут (18 династия), дочери Тутмоса I, сделанные из розового гранита и украшенные великолепными рельефами. В древности обелиски покрывали золотом и электро.

сохранился только один обелиск, который сейчас является самой высокой из египетских «солнечных игл» (около 30 м).

От шестой колонны, воздвигнутой при Тутмосе III, практически ничего не осталось; в его нижней части до сих пор видны списки завоеванных царем народов Африки и Азии.

За пилоном находится величественный «Зал летописей», на стенах которого перенесены рассказы о военных подвигах царя в зарубежных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона.

В центре «Зала летописей» установлены две стелы-столбы с изображениями папируса и лотоса, священных растений Нижнего и Верхнего Египта.

С востока до «Зала летописей» он граничит с гранитным святилищем для священной лодки Амона, построенной при Филиппе Арридее, преемнике Александра Великого, на месте старейшего святилища Тутмоса III.

Святилище состоит из двух частей: передней, где приносились жертвы богу, и внутренней, где находится постамент, на котором когда-то стояла священная лодка Амона.

Внутренняя часть святилища украшена рельефами, иллюстрирующими различные элементы обряда жертвоприношения, а внешняя часть — изображениями праздников в честь Бога (рельеф). Только фараон и священники могли войти в святилище.

Примечание

Только во время весеннего праздника Амона, длившегося несколько дней по всей стране, статую этого бога, установленную на солнечной лодке, торжественно вынесли из святилища, чтобы совершить ритуальное плавание по Нилу к храму Луксора.

За святилищем находится обширный «двор», на месте которого когда-то стояла самая старая часть храма, построенная в эпоху Среднего царства; позже здесь находился храм Санкта Санкторум, где была установлена ​​культовая статуя бога. От этой части храма почти ничего не осталось, сохранился только гигантский алебастровый фундамент.

На востоке к «двору» примыкает большой Юбилейный храм, построенный Тутмосом III. Здесь, во время правления этого фараона, проходили ритуалы праздника Сед, а в более позднее время — процедура посвящения в жрецы бога Амона (банкетный зал Тутмоса III).

Уникальные колонны храма выполнены в виде огромных расписных столбов, поддерживающих крышу королевского шатра, традиционно используемого во время церемонии Сед. В восточной части комплекса было небольшое подобие королевского мемориального храма: дополнительные комнаты, посвященные Амону-Ра, богу мертвых Сокару, и поклонению солнцу.

Входом в Юбилейный храм был знаменитый «Ботанический сад» — комната, на стенах которой были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел много лет своей жизни жизни, захватив вражеские города и земли.

Самая восточная часть храма Тутмоса III — это «святилище того, кто слышит зов», в котором размещены алебастровые статуи царя и бога Амона. В этих святилищах, обычно помещаемых у стены, завершающей ось храма, изображались уши бога, готовые выслушать молитву просителя. По бокам святилища в древности стояли обелиски Хатшепсут, от которых сохранились только базы.

Чуть восточнее находятся алтарь и небольшой храм Рамзеса II, посвященный восходящему солнцу, украшенный царским колоссом, в центре которого находился обелиск. Перед храмом Рамзеса II находились гигантские восточные ворота храма Амона высотой 20 м, воздвигнутые фараоном Нектанебо I.

Борьба Египта периода Нового царства с хеттами и ливийскими племенами

Влияние хеттов распространилось на юг Сирии, за который велась длительная борьба с хеттами. Начало войны относится к пятому году правления Рамзеса II, битве при Кадеше на Оронте. Исход битвы, несмотря на «официальную» египетскую точку зрения, не привел к решающей победе, так как Кадеш не был взят Рамзесом II, а хетты сохранили свои позиции на юге Сирина. Намного позже Рамзесу II удалось захватить Кадеш и ряд других городов и крепостей в сирийско-палестинском регионе. Но ему не удалось восстановить великую военную мощь времен Тутмеса III. На 21-м году правления Рамзеса II был торжественно заключен мирный договор между Египтом и хеттским царем Хаттусилисом III, скрепленный браком Рамзеса II с двумя дочерьми хеттского царя.

Со времени правления Рамзеса II в стране сложилась новая расстановка сил. Все основные государственные праздники в честь Амона-Ра отмечались в Фивах, а административный аппарат и двор переместились на север, в Дельту, в Мемфис и Джер-Рамзес. В новой столице Пер-Рамсеса (Дом Рамзеса) была сосредоточена армия, которая составляла главную опору власти фараона, а Фивы оставались оплотом храмовой знати.

Сразу после смерти Рамзеса II стали проявляться признаки хрупкости достигнутой власти. Кардинально изменившаяся внешнеполитическая ситуация вынудила наследника Рамзеса II Мернептаха вести не наступательные, а оборонительные войны. На Ближнем Востоке параллельно с ослаблением хеттского государства набирает силу Ассирийское царство. С середины тринадцатого века. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. Восточное Средиземноморье со страхом смотрело на миграции племен и народов, называемых в египетских источниках «народами моря». Первая волна «народов моря» также достигла Египта при Мернептахе, которому удалось победить их в Палестине, практически на границе с Египтом. В северо-западной дельте ему также пришлось отражать натиск ливийских племен.

Конец 19-й династии, представленной несколькими слабыми королями, ознаменовался политическими волнениями и потрясениями внутри страны, природа которых не совсем ясна. Примечательным событием в конце 19-й династии было непродолжительное правление фараона Таусерта.

Порядок в стране был восстановлен только при Рамзесе III (около 1184–1153 гг. До н.э.), втором короле 20-й династии. Его правление можно назвать последним исключительным правлением эпохи Нового Царства. Одержав победу над «народами моря» и ливийцами, Рамзес III перенес военную деятельность в сирийско-палестинский регион, но возродить египетскую империю не смог.

Египет в эпоху Нового царства (Новое царство)

Новое царство древнего Египта

Здравствуйте, друзья блога Ancient-east.ru, сегодня продолжаю тему раздела истории Египта Новое царство. Статья получилась очень обширной, но информативной. Надеюсь, у вас хватит силы воли прочитать ее.

Новое царство — это период наибольшего расцвета в истории Древнего Египта, который длился с середины 16 до середины 11 века. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С.

Это было время создания Египетской Империи, подъема экономики и установления рабства, правления трех могущественных династий: XVIII, XIX и XX.

Ахмос меня

Поскольку тема обширна, я разделил эру Нового Царства на четыре части

  1. Возобновление власти при XVIII династии
  2. Общество и экономика Египта Новое царство
  3. Реформа Аменхотепа IV (Эхнатона)
  4. Совет династий XIX и XX

Возрождение могущества при XVIII династии

История Нового царства в Египте восходит к фиванскому фараону Яхмосу. Захватив столицу гиксосов Аварис и изгнав захватчиков с египетской земли, он начал широкую политику завоевания. Столпом этих завоеваний была реформированная армия. Появляются колесницы, вводится постоянное обучение солдат, растет и общая численность армии, где есть и наемники.

Такие изменения в египетской политике были продиктованы историческими условиями той эпохи. Со второго тысячелетия до н.э весь азиатский кочевой мир приходит в движение: гиксосы завоевывают Египет, касситы — Вавилон, индоевропейские племена хеттов поселяются в Малой Азии. Азиатская опасность становится для Египта постоянной.

А как известно, лучшая защита — это нападение.

Однако при Яхмосе в основном происходило умиротворение южных земель. Нубия снова была присоединена к Египту. Этот регион был чрезвычайно важен для страны, потому что оттуда поступали важные ресурсы: золото, слоновая кость, рабы. Преемники Яхмоса Тутмос I и Тутмос II уже достигли 3 порогов на юге и Евфрата на севере. Но это были лишь разовые походы без полной аннексии земель.

Хатшепсут

При Хатшеспуте, правившем более 20 лет, были установлены торговые связи и стабилизировалась внутренняя ситуация, были созданы роскошные памятники искусства, в том числе успокоительный храм королевы в Дейр-эль-Бахри.

Настоящие завоевания совершил пасынок Тутмос III (1479 — 1425 до н.э.), возможно, величайший фараон-завоеватель в истории Египта.

Особое внимание он уделяет завоеванию восточного Средиземноморья — Сирии, Финикии и Палестины, земли которых никогда не были объединены.

Главным соперником Египта в то время было могущественное Митаннийское государство, сумевшее создать антиегипетскую коалицию из княжеств Леванта (собирательное название стран Восточного Средиземноморья). По одним данным, он совершил 15, по другим — 17 кампаний, подтвердив гегемонию Египта в регионе.

Наибольшую славу фараону принесли победы при Мегиддо, где были разбиты объединенные силы антиегипетской коалиции, и взятие крепостей Кадеш и Тунип, главных очагов недовольства. Тутмос не забыл и южные границы, расширив египетские владения до 4 порогов.

Это была вершина могущества Египта, территория которого простиралась от Напаты на юге до Евфрата на севере.

Дальнейшая политическая история сводится к попыткам сохранить гегемонию и противостояние с хеттским государством, которое стало новым соперником Египта.

Фараоны Аменхотеп II, Тутмос IV и Аменхотеп III приближаются к Митанни, чтобы дать отпор хеттам. Последние, в свою очередь, объединяют различные княжества Западной Азии в новую антиегипетскую коалицию.

Опасность потери влияния в регионе становится все более реальной.

Новое царство — общество и экономика Египта

Завоевание огромных территорий и захват производства благотворно сказались на экономике Египта. Одним из главных факторов было развитие рабства. Рабский труд больше не используется только в королевских и дворянских семьях. Также появляются мелкие рабовладельцы, имеющие одного или трех рабов.

Экономика Древнего Египта.

Основой экономики по-прежнему остается сельское хозяйство. Благодаря усовершенствованию Дельты появляется возможность выращивать новые культуры (например, чечевицу). В Египет идут ресурсы покоренных стран: с юга — золото и слоновая кость, с севера — олово, серебро, ливанский кедр.

Завоеванные территории были переданы под контроль королевских королей и губернаторов с постоянным гарнизоном и администрацией. Правители Египта были напрямую заинтересованы в получении доходов и ресурсов. Полученные средства были внесены в большое каменное здание.

Комплексы храмов в Карнаке, Луксоре, Абу-Симбеле, огромные колоссы фараонов были построены именно в эпоху Нового царства. Кроме того, полученное богатство помогало содержать большую армию.

Принципиальных изменений в организации компании не произошло. Главой государства по-прежнему оставался фараон с неограниченными полномочиями. Как и в период Среднего царства, служение знати было краеугольным камнем его власти. Все больший вес набирают командиры и офицеры.

В отличие от знати и служащих офицеров, старая знать и фиванское духовенство все еще существовали. Жрецы Амона-Ра приобретают огромный вес в обществе, имея в своем распоряжении неисчислимые богатства и земли. Опираясь на власть, они начинают влиять на политику государства, что представляет опасность для собственной власти фараона и централизации страны.

Пик конфликта пришелся на правление Аменхотепа IV (1372 — 1354 гг. До н.э.).

Реформа Аменхотепа IV (Эхнатона)

Идея противостояния фиванскому духовенству витала в воздухе даже во времена предшественников Аменхотепа IV, но именно он решил бороться открыто.

В противовес Амону-Ра он продвигает солнечное божество Атона и вскоре объявляет его единственным богом. Атон — это солнечный диск, дающий тепло и жизнь, без жены, без ребенка, без сложной символики, без внешнего вида.

Его культ ушел прямо в открытый космос, то есть отпала необходимость в храмах.

Сменив имя на Эхнатон, фараон переехал в новую резиденцию, основанную им Ахетатон, со своей свитой и женой Нефертити.

Все это подрывало могущество древних жрецов, но сам культ не находил поддержки ни среди простого населения, ни среди знати. Уже при его преемнике Тутанхатоне-Тутанхамоне все возвращается на круги своя.

Несмотря на неудачу, реформа благотворно повлияла на египетское искусство того времени, получившее название Амарна.

Правление XIX и XX династии

Новое царство и социальные потрясения, вызванные религиозными беспорядками и слабостью преемников Эхнатона, поставили под угрозу все, что было заработано упорным трудом во время правления Тутмоса.

Стабилизация ситуации происходит при фараоне Хоремхебе, который фактически руководил всей внешней политикой со времен Эхнатона. Он был выходцем из дворянства, поэтому с начала своего правления стремился к компромиссу между старым и новым дворянством.

Восстановив жесткую централизацию, он заложил основу для возврата к политике завоеваний.

Представители новой, девятнадцатой по счету династии, такие как Сети I и особенно Рамзес II, в ожесточенной борьбе с хеттами между концом четырнадцатого и началом тринадцатого века. ДО ХРИСТА Н.С удалось вернуть Египту его древнее величие. Между тем стране грозил Запад в виде агрессивных ливийцев. Опасность исходит и с побережья, так называемые морские народы, истребившие хеттов.

С конца 13 века до н.э и правления фараона Мернептаха Египет постепенно теряет все завоеванные территории, и даже усилия некоторых фараонов 20-й династии (Сетнахт и Рамзес III) имели лишь временный эффект. Со смертью Рамзеса XI в середине XI в. ДО ХРИСТА Н.С заканчивается период Нового Царства и начинается следующий, третий Переходный Период.

Правление Хатшепсут

Хатшепсут — первая женщина-фараон в мире, правившая страной пирамид 22 года. Как и положено фараону, он носил искусственную бороду. Царица Хатшепсут была дочерью Тутмоса I и была главной женой Тутмоса II. Она села на трон после неминуемой смерти мужа. До присоединения он носил то же имя: Хатшепсут («Перед дворянками»).

Женщина-фараон Хатшепсут значительно расширила границы египетского государства, применив для этого не только военные походы, но и умение дипломата. Неоднократно она сама руководила армией. Царица Хатшепсут активно участвовала в строительстве: она строила не только храмы, но и города. Восстановлены памятники культуры, разрушенные племенами гиксосов. У него была идея построить два самых высоких обелиска в Египте. Женщина-фараон брала в помощники только талантливых людей. Он независимо установил национальную и международную торговлю. Он провел не одну экспедицию по территории Восточной Африки. Правление Хатшепсут остается загадкой для истории, так как не входит в официальный список фараонов Египта. Женщина-фараон Хатшепсут почти не упоминается в летописях. Практически все надписи на ней были намеренно уничтожены.

аменхотеп III

Также известно, что у женщины родилась дочь Нефрура. Хатшепсут, вероятно, готовила себе преемника. Такие выводы можно сделать, изучая образы Нефруры в молодости — с бородой и локонами. Но фараон был сыном ее мужа Тутмоса II и наложницы Исиды. О нем и пойдет речь дальше.

Оцените статью
Блог о древних цивилизациях