- «…В днях и месяцах — с Луной»
- Архаический период (8 век до н.э. – 508 г до н.э.)
- Период персидских войн (V до н.э. – 432 г до н.э.)
- поход Александра Македонского (334 г до н.э. – 323 г до н.э.)
- Классический период (431 г до н.э.-336 г до н.э.)
- Календари древности
- Доисторический и минойский период (III тыс до н.э. – около 1000 г до н.э.)
- Эллинистический период (323 г до н.э. – I в до н.э.)
- Абсолютная датировка
«…В днях и месяцах — с Луной»
Как отмечал древнегреческий ученый I века до н. NS. Близнецы в своих «Элементах астрономии», греки должны были приносить жертвы своим богам в соответствии с обычаями своих предков, и поэтому «должны поддерживать соглашение с Солнцем по годам, а с Луной — по дням и месяцам». Действительно, греки использовали лунно-солнечные календари в своей работе и общественной жизни. Названия месяцев в этих календарях обычно происходили от названий праздников, отмечаемых в соответствующем месяце. Так, афиняне в первый месяц своего календаря торжественно приносили в жертву сотню быков — «гекатомб», поэтому этот месяц получил название Гекатомвеон. В первый день прихода государственных чиновников, на двенадцатый день проводились праздники, посвященные богу Хроносу, олицетворявшему время. В седьмой день третьего месяца — Воидромион — отмечался праздник в честь Аполлона Воидромия, «помогающего в битве криком», а накануне греки почтили мертвых. В месяц пианепсион, 7-го числа, греки отмечали праздник винограда, 10-14-й — женский день, 28-го раз в четыре года — Гефестия в сопровождении факельного шествия — фестивали в честь Гефеста — бога мира огонь и кузнец, следующие два дня и были праздниками кузнецов. В восьмом месяце — Анфестирионе — отмечалось начало розлива нового вина («малый Дионисий»), в соответствии с этим событием «праздник цветов» назывался Анфестирия. В месяц Гамилион праздновали свадьбы.
Самыми известными были афинский и македонский лунно-солнечный календари. Первый, в частности, использовался греческими астрономами, второй распространился на Восток после завоеваний Александра Македонского. Вот примерное соответствие месяцев афинского (слева), македонского и наших календарей:
Экатомвеон | Лойос | Июль |
Метагитнион | Горпеос | Август |
Воидромион | Гиперпогода | Сентябрь |
Пианепсия | Диос | Октябрь |
Мемактирион | Апеллеос | Ноябрь |
Posideon | Avdineos | Декабрь |
Гамилион | Perityos | Январь |
Анфестерион | Распределения | Февраль |
Элаволион | Ксандикос | Март |
Мюнхен | Артемизио | Апрель |
Фаргилион | Deiios | Может |
Sciroforione | Панемос | Июнь |
По некоторым данным, древние греки начинали свой год примерно в день зимнего солнцестояния. Затем его начало было перенесено на летнее солнцестояние, так как в это время обычно проводились собрания, на которых избирались должностные лица.
День у древних греков начинался на закате и состоял из ночи и следующего дня. Дни месяца делились на три декады (такое деление встречается уже у Гесиода). Первые 10 дней считались просто: с первого по десятый, следующие 9 назывались «первым», «вторым» и так далее с добавлением слов «после десяти», оставшиеся дни считались в обратном порядке: «Девятый с конца месяца», «восьмой с конца месяца», и поэтому 30-й день назывался «старым и новым», а предыдущий 29-й день был «предыдущим»; через 29 дней его сняли с учета.
Название 30-го дня имеет глубокий смысл. Для них греки, считая дни, казалось, «оторвались» от наблюдений: следующий день они считали 1-м днем нового календарного месяца, независимо от того, виден ли на небе полумесяц или нет (в конце концов, осенью на широте Афин виден только на третий день после соединения).
интересно, что древние греки каждый день месяца чествовали одного или нескольких богов, которым был посвящен этот день. В Афинах, в частности, первый и последний день каждого месяца посвящались Гекате — богине, которая сначала считалась защитницей человеческих дел, позже — богиней призраков, кошмаров, владычицей теней в подземном мире, ее иногда отождествляли с богиней луны Селеной. 1-й день месяца также был посвящен Аполлону и Гермесу, 3-й, 13-й и 23-й день — Афине. Последние три дня каждого месяца считались неудачными, они посвящались мертвым, а также подземным богам.
В Близнецах мы находим некоторую информацию о структуре древнегреческих лунно-солнечных календарей: «Для бизнеса и общественной жизни продолжительность месячного периода округлялась до 29 1/2 дней, так что два месяца составляли 59 дней». Календарный год состоял из 12 месяцев. Чтобы согласовать продолжительность календарного года с солнечным годом, согласно Близнецу, «древние добавляли дополнительный месяц каждый год (в Афинах это обычно был зимний Посидеон)». Это означает, что греки в то время использовали триэстерид, самый примитивный двухлетний лунный цикл. Неизвестно, как долго это длилось, как греки соотносили свой лунный календарь с солнечным.
Другое свидетельство древнегреческих календарей исходит от Геродота (484–425 до н.э.): «Греки вставляли месяц каждый второй или третий год ради (соответствия) времен года». По-видимому, здесь уже упоминалось об использовании греками 8-летнего цикла — октетерида, который якобы был завезен в Грецию поэтом и политиком Солоном (640-560 гг. До н.э.) в 593 г до н.э.
Действительно, информация о проведенной в то время реформе очень противоречива. Плутарх (46-126) говорит о Солоне: «Отмечая неравенство месяцев и тот факт, что движение луны не согласуется ни с закатом, ни с восходом солнца, но часто в один и тот же день луна догоняет солнце и движется вдали от него он решил назвать этот день «старым и новым», полагая, что часть этого дня перед соединением (Луны с Солнцем) принадлежит истекающему месяцу, остальная часть начала».
Писатель Диоген Лаэртий (1-я половина III в. До н.э.) ограничился утверждением, что Солон велел афинянам считать дни по Луне. Согласно философу Проклу (410-485), до Солона греки даже не знали, что лунные месяцы не всегда длится 30 дней.
Очевидно, Солон согласовал календарь с Луной, добавив дополнительные дни, а, возможно, не Солнце, исключив промежуточный месяц, чтобы приблизить начало лунного года к летнему солнцестоянию. Не исключено, конечно, что он действительно ввел октетерид. Эмболическими годами были 1-й и 3-й нечетные годы и 2-й год четных Олимпийских игр.
Казалось бы, наблюдая фазы одной и той же луны, одной и той же неомении, граждане с разной политикой должны начинать отсчет дня в месяцах с одних и тех же дней (другой дискурс, что сами месяцы можно назвать по-разному). Но все было не так. Отчасти, видимо, из-за того, что октетерная система не была общепринятой в то время и по-прежнему «работала» плохо. Следовательно, как заметил Плутарх, между отдельными календарями не было согласия относительно подсчета дней в месяцах. Мы ограничимся одним примером. Описание одного из событий войны 431-421 гг. Э., Ученик Аристотеля Аристоксен (более ста лет спустя) писал, что в то время «десятый день месяца у коринфян соответствовал пятому дню у афинян и восьмому дню по другому календарю». Видимо, именно этот день соответствовал 7 или 8 дню Луны, но в Афинах календарь отставал на два или три дня от смены лунных фаз, а в Коринфе его предвосхищали…
Таким образом, мы можем понять огромный энтузиазм, с которым открытие астронома Метоне было встречено в 432 г до н.э во время Олимпийских игр. Метон получил соотношение, связывающее тропический год с синодическим месяцем, а также рассчитал и сравнил по специальным таблицам изменение годового восхода и захода звезд с изменением лунных фаз в 19-летнем цикле. Эти столы были вырезаны из каменных плит и установлены на городских площадях на всеобщее обозрение. Этот каменный календарь называется парапегмой.
Архаический период (8 век до н.э. – 508 г до н.э.)
8 век до н.э. — укрепление структуры греческого города-государства. (политика)
776 г до н.э. — первые Олимпийские игры.
757 г до н.э. — начало Первой Мессенской войны, в результате которой Мессиния была подчинена Спарте и появились илоты (крестьяне между слугами и рабами).
750 г до н.э. — 550 г до н.э. — период великой колонизации Средиземноморского бассейна.
621 г до н.э. — Драко, афинский законодатель, принимает серию суровых законов, также известных как Драконовские законы, для подавления социальных конфликтов в Афинах.
594 г до н.э. — Солон, афинский государственный деятель, проводит серию преобразований, которые в конечном итоге привели к поддержанию порядка в Афинах, в результате чего драконовские законы были отменены. (отмена долгового рабства, разделение граждан на имущественные классы, назначен суд).
590 г до н.э. — Сафо, древнегреческий поэт и музыкант, живет и работает в это время на Лесбосе.
Около 580 г до н.э. — первые греческие монеты.
569 г до н.э. — родился Пифагор.
561 г до н.э. — Писистрат приходит к власти в Афинах, создавая тиранию.
VI век до нашей эры — Пелопоннесский союз образовался во времена первых известных греческих философов (Фалес Милетский, Пифагор Самосский).
546 г до н.э. — 540 г до н.э. — Персы завоевывают Малую Азию, Милет под властью персов.
508 г до н.э. — формирование классической афинской демократии (реформы Клисфена).
507 г до н.э. — Клисфен приходит к власти в Афинах, устанавливая демократию.
Период персидских войн (V до н.э. – 432 г до н.э.)
V век до нашей эры. — жизнь классиков греческой драмы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан).
500 г до н.э. — 494 г до н.э. — восстание греков в Малой Азии против персов, падение Милета.
492 г до н.э. — Персидский поход в Грецию, первое морское сражение.
490 г до н.э. — происходит битва марафона, в результате которой побеждает Дарий.
480 г до н.э. — Леонид и 300 спартанских солдат убиты в отважной битве при Фермопилах. В то же время афиняне одерживают победу в морской битве при Саламине, уничтожая персидский флот.
478 г до н.э. — 448 г до н.э. — Создание морского союза под руководством Афин, мир с персами.
457 г до н.э. — Перикл, афинский государственный деятель, начинает золотой век в Афинах.
459 г до н.э. — 446 г до н.э. — начало войны Афин за первенство в Греции против Спарты.
448 г до н.э. — Иктун и Калликрат восстанавливают Акрополь после того, как он был разрушен персами.
443 г до н.э. — 428 г до н.э. — время расцвета Афин, правление Перикла.
432 г до н.э. — завершение строительства Парфенона Афинского Акрополя.
поход Александра Македонского (334 г до н.э. – 323 г до н.э.)
334 г до н.э. — расширение границ Персии.
333 г до н.э. — Битва при Иссе, поражение великой армии Дария.
332 г до н.э. — завоевание Египта, основание Александрии.
331 г до н.э. — битва при Гавгамеле, завоевание Ирана и Средней Азии.
327 г до н.э. — 324 г до н.э. — завоевание Кашмира и Пенджаба (неудачное завоевание Индии, исчерпывающее отступление).
323 г до н.э. — Александр умирает в Вавилоне. Войны диадохов будут иметь разрушительные последствия для империи.
Классический период (431 г до н.э.-336 г до н.э.)
431 г до н.э. — 404 г до н.э. — Пелопоннесская война (Спарта побеждает Афины).
4 век. ДО Н.Э. — Афины — главный культурный центр, период расцвета философии (Сократ, Платон, Аристотель).
401 г до н.э. — Фукидид оставляет исторический отчет о «золотом веке Перикла» и «Истории Пелопоннесской войны».
359 г до н.э. — Значение Македонии (Филипп II).
342 г до н.э. — Аристотель становится учителем Александра, сына Филиппа Великого.
338 г до н.э. — Битва при Херонеи, Македония побеждает Грецию в
336 г до н.э. — Филипп II умирает, его сын Александр Великий наследует трон и начинает поход против персов.
Календари древности
Древние календари отличались от современных. При установлении относительной датировки на основе письменных источников историкам следует учитывать особенности древних календарей. Например, по древнеегипетскому календарю Новый год начинался во время восхода звезды Сириус в лучах зари солнца, что предвещало разлив Нила. Для многих новый год начинался 1 сентября или 1 марта по нашему календарю. Римляне считали началом года 1 марта до реформы Юлия Цезаря, который перенес его на 1 января. Календари также различаются по своему оформлению. Некоторые из них были основаны на движении Солнца, другие — на движении Луны, также были созданы лунно-солнечные календари. Большинство древних календарей были неточными, количество месяцев и их продолжительность отличались от сегодняшних. Это связано с тем, что Земля совершает полный оборот вокруг Солнца не ровно за 365 дней, а за 365,2564 дня. По этой причине календари, состоящие из 365 дней, давали ошибку, задерживая астрономический год на четверть дня. Уже через четыре года ошибка составила 1 день, а столетие спустя — 25 дней.
Юлий Цезарь
Подобные ошибки необходимо учитывать при переводе древних дат в современные. Они также объясняют, почему одна и та же дата иногда вычисляется по-разному в разных книгах и учебниках. Следовательно, и 753, и 754 год до нашей эры называют датой основания Рима.
Доисторический и минойский период (III тыс до н.э. – около 1000 г до н.э.)
III тысячелетие до нашей эры — на территории Греции появляются первые крупные укрепленные поселения.
2000 г до н.э. — 1700 г до н.э. — развитие минойской культуры на острове Крит, иероглифическое линейное письмо (A), большие дворцы (например, в Кноссе).
1600 г до н.э. — 1200 г до н.э. — развитие микенской культуры, создание крупных центров силы в Греции (Микены, Тирина, Фивы, Пилон).
1500 г до н.э. — крах минойской культуры (вторжение на Крит).
1380 г до н.э. — первый греческий язык (линейная буква В).
1200 г до н.э. — период разрушений, нашествие Дорувов, Троянская война.
1100 г до н.э. — 750 г до н.э. — период так называемого Темного века, депопуляции, отсутствия крупных центров власти, исчезновения письменности, ремесел и регресса торговли.
1000 г до н.э. — начало колонизации Малой Азии.
Эллинистический период (323 г до н.э. – I в до н.э.)
323 г до н.э. — 321 г до н.э. — война диадохов за власть.
III век. ДО Н.Э. — Греческая культура широко распространена на Ближнем Востоке, используется общепринятый греческий диалект (койне). Значительное экономическое, техническое и социальное развитие идет полным ходом.
300 г до н.э. — Евклид издает свой великий труд «Теоретические трактаты по математике».
265 г до н.э. — Архимед представил полную теорию рычага, удельного веса и центра тяжести.
146 г до н.э. — Греция была присоединена к Римской империи после серии войн.
Абсолютная датировка
Все даты, записанные в любой хронологической системе, относительны. Ведь время каждый раз отсчитывается от условной точки отсчета, которую каждый выбирал по-своему. Ученые используют и другую датировку событий: ее называют абсолютной. В данном случае отсчет времени идет от нашего времени до глубины веков. За отправную точку взята современность. Даты в такой системе выглядят так: 5000 лет назад, 100 тысяч лет назад, 2,5 миллиона лет назад. Эта датировка используется, когда речь идет об очень далеких временах, и невозможно указать дату с точностью до одного года. Чтобы преобразовать абсолютную дату датировки в дату датировки согласно нашей хронологии, необходимо вычесть 2000 лет из первого.
Для получения абсолютной датировки, как правило, используются данные из разных наук — помощников истории.