- Культура Междуречья
- Искусство Древнего Вавилона
- Искусство Шумера
- Шумеро-Аккадское искусство
- Древние города Междуречья
- Аккадское царство
- Старовавилонское царство
- Город Лагаш (шумерские земли)
- Город Ур
- Древний Лагаш и его первые правители
- Периодизация
- Династия Ахименидов Персидская или Иранская империя
- Искусство Нового Вавилона
- Искусство Ассирии
- Урукагина – «справедливый царь» Лагаша
Культура Междуречья
В третьем тысячелетии до нашей эры зародилась клинопись Н.С в городах. Это письмо представляло собой нанесение линий в виде клиньев на поверхность камня или глины с помощью заостренной палки. Сначала клинопись в городах появлялась как идеографический шрифт ребуса, а через некоторое время — как словесно-слоговое письмо.
Государство Ассирия особенно известно письменностью в период своего культурного пика. Его правитель создал город Ниневию (сохранившийся до наших дней в руинах), на территории которого ученые обнаружили царский архив, состоящий из 30 тысяч глиняных табличек того периода. Они содержали различные тексты, относящиеся к древним областям знаний, актуальным в то время.
Месопотамия
При этом обучение письму и чтению было доступно только детям из обеспеченных семей. Впервые в III тысячелетии до нашей эры школы зародились на территории древних городов и., И за обучение в них приходилось платить. Для изучения сложной системы письма потребовались годы учебы в школе писцов.
В мифологии жителей доминировали такие боги, как:
- Шамаш (бог солнца),
- Грех (Бог Луны),
- Эа (Бог воды),
- Иштар (богиня плодородия и любви).
Среди мифов выделяются два: Утнапиштим и Гильгамеш. В легенде Утнапиштима рассказывается, как боги собрались вместе и решили уничтожить людей, но один из них спас своего любимца Утнапиштима и приказал ему построить корабль. Он послушался, возложил на него свое имущество, а также его семью, родственников, ремесленников, животных и птиц.
На следующий день поднялись бури и страшный потоп напугал даже богов, которые пожалели о своем решении. На седьмой день наводнение прекратилось, и Утнапиштим и его жена, получив бессмертие от богов, поселились у истока Евфрата и Тигра.
«Легенды о Гильгамеше» — одно из старейших литературных произведений, сохранившихся до наших дней. Легенды относятся к величайшим произведениям древневосточной литературы, они отражают философские взгляды на жизнь и окружающий мир, судьбы людей и их место. Они рассказывают о конфликтах главного героя с королем, о его кампаниях, о битве с разъяренной богиней, о Подземном мире, о смерти Гильгамеша, о наводнении.
В центральной части городов был зиккурат. Это ступенчатая башня большой высоты, а над ней построен храм божества, покровителя города. Сегодня зиккураты — это археологические памятники, которыми может похвастаться территория Месопотамии. К достопримечательностям также относятся некрополь, остатки дворцового комплекса.
Только жрецы могли подняться на вершину башни: в этом святилище они наблюдали, как движутся Луна и Солнце, два небесных божества. Священники составляли календари, предсказывали будущее по звездам. Были и ученые, даже священники: они занимались математикой. Для них число 60 казалось священным, поэтому в современном мире каждый час равен 60 минутам, а круг равен 360 градусам. Следовательно, культура Месопотамии оказала значительное влияние на весь мир.
Искусство Древнего Вавилона
(Древний вавилонский период)
Старт 2 тыс. — до старта. 1 тысячелетие до н.э
Расцвет древней вавилонской цивилизации был при царе Хамураппи (18 век до н.э.).
А в том месте, где реки больше всего сходились, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон.
При короле Хаммурапи (1792 — 1750 гг. До н.э.) город объединил под его властью все регионы Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя разнеслась по всему окружающему миру.
Самой большой заслугой Хаммурапи было создание свода законов: конституции.
Звезда Хаммурапи. Столб, на котором писались законы, украшал горельеф.
Монументальность и живописность. Бог солнца Шамаш дарит царю символы власти (жезл и волшебное кольцо).
Искусство Шумера
5 тыс. — 2400 г до н.э
Шумерские города: Ур, Урук, Лагаш, Киш и др.
Все древние цивилизации начинались с керамических культур. Почему керамический? Посуда была нужна.
В 5 тыс. До н.э уже были домашние животные.
Керамический. Крестообразную форму образуют 4 обнаженные женские фигуры с распущенными волосами — свастика (существует с 6 тыс. До н.э.). Он символизирует: солнце, звезды, бесконечность, которые образуют мальтийский крест.
Шахматные поля — это горы.
В середине 4-го тысячелетия до нашей эры, во время возникновения города Урук, был изобретен каркас для грубого кирпича, который не обжигали, а сушили на солнце. Начинается строительство прямоугольных храмов. Основные помещения были окружены подсобными помещениями.
Особенности месопотамской архитектуры во многом обусловлены природными условиями. На этой территории не было ни леса, ни камня, поэтому основным строительным материалом стал кирпич-сырец. Храмы и дворцы также строились из сырья. Иногда постройки облицовывали жженым кирпичом, отделывали импортным камнем и деревом. Камыш обычно использовался для хижин и хозяйственных построек.
Белый храм в Уруке. Сер.4 тыс. До н.э. (время Гильгамеша)
он был побелен известью — отсюда и название.
Реконструкция белого храма.
Храм был главным зданием города. Он был возведен в центре города на утрамбованной глиняной платформе, к которой с обеих сторон вели пандусы.
Плоские выступы-лопасти сдерживались навесом и украшали поверхность стен.
Святилище — обитель бога — было перенесено на край платформы и имело открытый внутренний двор.
Внутри храм был богато украшен перламутром, мозаикой из разноцветных гвоздей (красных, черных, белых), вбитых в грубую форму.
Полуколонны Красного дома в Уруке.
На рубеже 4 — 3 тыс. До н.э священство выделяется в отдельную касту, право быть священником передается по наследству. В третьем тысячелетии до нашей эры расслоение классов усиливается.
Эбих-ил из Мари. Алебастр. Высота — 19 см. Заведующий житницей города Мари. Вечно молитесь о благодати.
Любит детство и примитивизм, но выполняет все социальные и религиозные задачи. Система передачи этнических черт: широкий лоб, узкие губы. Сложенные руки — просьба об умилостивлении.
Инкрустированные глаза. Плечи, борода, юбка — разные фактуры материалов.
Дворец в Мари.
Аб-У — божество города Эшнунн.
Известняк, глазки апсеиды. Бог Отец, всевидящее око.
Пышная растительность — признак плодородия (способности производить все живое).
Богиня Инана, его жена. Статуи размещались в храмах на ступенях вдоль стен.
Декоративно-прикладное искусство
Арфа из царской гробницы Ура. Около 2600 г до н.э
Резонатор арфы из царской гробницы Ура. Золото и лазурит. Могучая бычья голова великолепна.
Арфа. Панно с инкрустацией из перламутра.
Животные наделены человеческими качествами. Осел играет на арфе, танцующий медведь .. монументальность + изысканность драгоценностей.
Шумеро-Аккадское искусство
2400 — 1997 ДО ХРИСТА.
OK. 2400 г до н.э. Аккадский царь Саргон Древний объединил Шумер, всю Месопотамию и Элам. Центром первого великого государства Месопотамии (Западная Азия) был город Аккад, расположенный в северной части южной Месопотамии.
Правительство становится самодержавным, храмовые земли становятся настоящими.
Голова Саргона Древнего (аккадский). 23 с. ДО Н.Э.
Жесткий и властный человек.
Победоносная стела Нарам-Сина (преемника Саргона Древнего).
Эпос в камне. Ритмичный подъем на гору королевских воинов.
Построчное повествование.
Композиционная ясность.
Гордость победы над врагом.
Над гигантской фигурой царя только звезды.
Древние города Междуречья
Месопотамия на карте показывает, что ее территория была богата государствами. На смену шумерским городам пришли царства:
- Аккадский,
- Шумеро-аккадский,
- Древний вавилонский.
В XVI веке до н.э., а затем и в Древней Месопотамии долгое время отсутствовала государственность. Были только довольно крупные отдельные города, долгое время сохранявшие и приумножавшие культурное единство — Ассирия, древнее царство Новый Вавилон. В 4 веке до нашей эры персы завоевали Вавилон.
Древние города реки
Шумерские города-государства
По мнению ученых, города Месопотамии начали появляться в период 4-5 тысячелетий до нашей эры. NS в южной части Месопотамии. Они были небольшими и малочисленными, а их жителей называли шумерами. Ур, Урук, Лагаш и другие города этой территории в настоящее время хорошо изучены. Шумеры возвели зиккураты и другие археологические памятники.
Аккадское царство
Шумерская территория в конце 24 века до н.э была завоевана аккадским царем Саргоном. Шумерские города-государства попали под его власть и стали частью империи. Чтобы приспособиться к совершенно разным обычаям и нормам аккадцев и шумеров, было разработано аккадское законодательство, которое является одним из старейших.
Вскоре государство, основанное Саргоном, распалось на несколько частей. К ним присоединились город Аккад и ряд аналогичных поселений. Правители региона, независимо от решений друг друга, осуществляли свою власть.
В этот период были составлены законы Уруинимгина. Они сохранились до наших дней в виде фрагментов и являются первым памятником законодательного значения.
Старовавилонское царство
В 20 веке до нашей эры. Н.С начал восхождение Вавилона (переводится как «врата Божьи»). Этот город находился в центре Месопотамии, и на его территории сходилось множество каналов, жизненно важных для каждого жителя региона, будь то аккадский, шумерский или другие народы.
В процессе развития Вавилона и завоевания его власти его завоевательная политика играла важную роль. Во время правления царя Хаммурапи важная территория древней Месопотамии была объединена под руководством этого города. А сам Хаммурапи разработал восточные законы, которые прославились на весь мир и сохранились до наших дней.
Вместе с захватом Вавилона хеттскими племенами началось падение древней Месопотамии, и цивилизация Месопотамии оказалась под угрозой. Этот период был трудным и долгим, новостей о нем мало и он был найден после сохранившейся до наших дней переписки с фараонами Древнего Египта и открытия археологических находок.
Вавилон
Ассирия
Ассирия сыграла значительную роль в объединении Месопотамии. В 8 веке до нашей эры жители Ассирии впервые создали на своей территории централизованное имперское государство. Так начался постепенный переход от первой античности к другой. Были технические разработки, и прорывы в технологиях помогли прокормить не только чиновников, но и большую армию. Возможность представилась для крупномасштабных завоеваний и производства товаров для обмена.
Сравнение ранней и поздней античности
Ранняя античность Месопотамии | Поздняя античность Месопотамии | |
Экономика | Совместное землепользование и сообщество сыграли ключевую роль | С разрешения государства частная собственность распространилась на земельные участки, появился индивидуализм, общественная ценность стала снижаться, общинная земельная собственность постепенно начала распадаться |
Формы правления | Территориальное королевство, название штата, в которое входили общины | Империя — крупное централизованное государство, характеризующееся интенсивной внешней политикой |
Религиозные характеристики | Племенные религии были децентрализованы, соблюдался политеизм или политеизм | Возникли мировые религии, религиозное мировоззрение было этикой, монотеизм или монотеизм соблюдался |
Рабство | С рабами обращались как с людьми, их работа была временной | С рабами обращались как с вещами |
Во время существования Ассирии возникновение этого государства наблюдалось на территории Месопотамии. Была сформирована большая и мощная армия, имевшая всю необходимую военную технику. Ассирийцы дважды выступали против Египта. Государству отведена значительная территория современного Ближнего Востока.
Затем ассирийское государство начало приходить в упадок, и его полное поражение относится к 609 году до нашей эры, когда произошла битва при Харране. Это привело к развитию другого королевства.
Город Лагаш (шумерские земли)
В 22 веке. ДО ХРИСТА губернатор города и священник Гудеа развивают быстрое строительство.
Из-за хрупкости зеленого кирпича постройки не сохранились.
В городской церкви найдено более пятнадцати каменных скульптур. Они вырезаны из диорита почти в натуральную величину.
Впервые в истории Месопотамии они были созданы монументальными, высотой до двух метров и тщательно отполированы.
Статика и фронтальное расположение фигур, их общий размер. Шумеры умели подлыми, но выразительными средствами передать величие и достоинство человека.
Фигурка Гудеа из Лагаша.
Голова Гудеа.
Статуя Гудеа.
Город Ур
Как и в других городах, центром Ура был храм — зиккурат.
Зиккурат представляет собой высокую башню, окруженную выступающими террасами и создающую впечатление нескольких уменьшающихся в объеме башен.
Чередование подчеркнули расцветкой:
— Нижняя терраса окрашена черным битумом,
— второй выложен жженым красным кирпичом,
— третий был побелен.
Впоследствии были сделаны проекции зиккурата. Украшение террас придает яркость и красоту. Верхнюю башню, к которой вела высокая лестница, иногда венчал позолоченный купол.
Храм — это обитель божества, владевшего городом. Он должен был жить на большой высоте. Поэтому в зиккуратах было сделано от 3 до 7 дорожек.
Помимо ритуалов, жрецы проводили из зиккурата астрономические наблюдения.
Зикгурат Ур-Намму. Реконструкция.
Величественный зиккурат Ура, возвышающийся над постройками, выражал идею могущества богов и обожествленного царя.
Зикгурат Ур-Намму. Реконструкция.
Древний Лагаш и его первые правители
Основы экономической и политической власти Лагаша были заложены во время правления Ур-наншецара, которого можно считать основателем первой исторической династии Лагаша. Внешним выражением процветания Лагаша была обширная строительная деятельность, начатая Ур-нанше. Сохранившийся с этого момента барельеф изображает самого царя, который с его участием, так сказать, освящает работы по торжественному основанию храма. Сам король носит на голове корзину из кирпича. На торжественной церемонии за ним следуют его сыновья, чиновники и слуги. В своих надписях Ур-нанше описывает строительство храма, строительство каналов и дары святыням.
Лагаш достиг высшей власти при короле Эаннатуме, который вел упорные войны с соседними городами и подчинил своей власти огромные территории. Эаннатум не только освобождает Лагаша от владычества Киша, но и присоединяет к нему это аккадское государство.
Затем он завоевывает Ур, положив конец независимому правлению царей 1-й династии Ура. Наконец, он покоряет Лагаш Урук, Ларсу и Эриду, завоевывая таким образом всю южную часть Месопотамии. Отныне Лагаш становится сильным и заметным государством (даже с современной точки зрения) на международной арене.
Эаннатум особенно упорно боролся с соседним городом Умма. Уш, правитель Уммы, напал на Лагаш, рассчитывая на поддержку царей Описа и Киша. Однако война закончилась для уммы неудачно. Эаннатум победил войска Уши и его союзников и вторгся в границы Уммы. Он запечатлел свою победу над Уммой на памятнике, который сохранился в развалинах до наших дней и получил название «Стела воздушных змеев”.
Таким образом, в эту эпоху шумерское влияние проникает в регион центральной Месопотамии и даже на недоступную гору Элам.
Древний художник нарисовал на этом победоносном памятнике поле битвы, усыпанное трупами убитых врагов, над которыми летают воздушные змеи. Есть также сцены погребения умерших, принесения в жертву пленных и, наконец, самого победителя — Эаннатума, едущего на колеснице во главе отряда вооруженных до зубов солдат. Надпись на памятнике описывает победу армии Лагаша и указывает на реальные результаты этой войны.
Полностью побежденные жители Уммы поклялись не вторгаться в границы Лагаша и воздать дань уважения богам Лагаша зерном. Другие надписи этого периода подтверждают значительную степень агрессивной политики Эаннатума, которая одержала победу над царями аккадских городов Киш и Опис, а также над эламскими князьями. Эаннатум гордо повествует, что он «завоевал Элам, насыпал горы, вызвав удивление, (курганы) . сокрушил голову Элама; Элам был изгнан обратно в свою страну”.
Военную политику Эаннатума продолжил Энтемена, которому удалось укрепить власть Лагаша над Уммой, Уром, Эриду и Ниппуром, а также отразить вторжение эламитов. Среди исторических документов этого периода особый интерес представляет надпись Энтемена, старейшего дипломатического документа, образно описывающего предыдущие дипломатические отношения и войны между Лагашем и Уммой.
Документ устанавливает условия мира и территориальные границы, установленные после победы Энтемены над Уммой. Этемена грозит побежденным в случае нарушения договора суровым наказанием.
Шумерские воины в военном походе
Периодизация
1. Искусство Шумера. 5 тыс. — 2400 г до н.э
2. Шумеро-аккадское искусство. 2400 — 1997 ДО ХРИСТА.
3. Искусство древнего Вавилона (древневавилонский период). От 2 тыс. — до старта. 1 тысячелетие до н.э
4. Искусство Ассирии начала 1 тыс. — с. 7 в. ДО Н.Э. (605 г до н.э. — разрушен Мидией и Вавилоном). Период наибольшего могущества: 2 этаж. 8 — 1 этаж 7 гр. ДО Н.Э.
5. Искусство Нового Вавилона. С участием. 7 в. — 6 с. ДО Н.Э. В 539 г до н.э завоеван персами.
Религия
Из-за постоянной передачи власти из одного города в другой не было и мечты распространить блага жизни на погребальный мир. Жестокая беспощадная борьба за побежденных породила мировоззрение, что смерть неизбежна и ужасна. Искусство отражает мысли не о загробной жизни, а о настоящем: борьбе за власть, жизни, зависящей от воли высших сил.
Написание клинопись. Самый древний шумерский эпос повествует о храбром Гильгамеше.
Династия Ахименидов Персидская или Иранская империя
539 — 330 гг. До н. Э.
Портрет Дарио.
Прежде всего, это дворцовое и придворное искусство.
Дворцовые комплексы в Пасаргадах, Персеполе, Сузах.
Фрагмент колосса. Голова дарио
Дарий, Ксеркс и мидяне.
Дарий военачальники.
средние и персидские гвардейцы
Воины из Стоколонного зала.
Голова воина Дария.
Искусство Нового Вавилона
С участием. 7 в. — 6 с. ДО Н.Э. В 539 г до н.э.
В 605 г до н.э. Ассирия была завоевана и разрушена Мидией и Вавилоном. Вавилонская башня. Реконструкция. Знаменитая в Библии Вавилонская башня представляла собой семиэтажный зиккурат высотой 90 метров, построенный во времена правления царя Нимрода. Ассирийский архитектор Арадахдешу.
Святыня была посвящена главному богу Мардуку. Скорее всего, он был увенчан золотыми рогами. Святилище сияло голубовато-фиолетовыми глазурованными кирпичами.
Согласно описаниям Геродота, статуя божества из золота весом ок. 2,5 т.
Зиккурат Этеменанки — Вавилонская башня (макет)
Вавилонская башня. Художник 18 века
Голландский художник эпохи Возрождения, XVI век Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563
Знаменитые сады царицы Семирамиды восходят к временам правления царя Навуходоносора. Археологи нашли систему колодцев. Рабы несли воду на террасы, крутя огромное колесо. Во времена царя Навуходоносора Вавилон был неприступной твердыней. Городские стены с бесчисленными башнями были такими большими, что две колесницы, запряженные четырьмя лошадьми, могли свободно рассыпаться по ним.
Ворота Иштар. Реконструкция. Стены улицы перед воротами Иштар облицованы голубым глазурованным кирпичом и украшены рельефным фризом.
Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом. Украшен символическими изображениями бога Мардука — драконов.
Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом. Было изображено шествие львов, быков и драконов.
Орнамент на стене Мардук-стрит
Орнамент на стене Мардук-стрит
В целом искусство Нового Вавилона не создавало нового и оригинального, а повторяло с большей помпой, иногда даже чрезмерно, образцы, созданные древним Вавилоном и Ассирией.
Искусство Ассирии
скоро 1 тыс. — с. 7 в. ДО Н.Э.
Ассирийцы преобразовали религию, культуру и искусство Вавилона, сделав их значительно грубыми, но при этом надели их новым пафосом власти, как это сделали римляне с греками. Они распространили свою власть от Синайского полуострова до Армении. Сам Египет был завоеван ими на короткое время.
В искусстве: пафос силы, прославление могущества, победы и завоевания ассирийских правителей.
Период наибольшего могущества: 2 этаж. 8 — 1 этаж 7 гр. ДО Н.Э.
Крылатый бык Шеду из дворца Саргона II. 2 эт 8 к. ДО Н.Э. Алебастр.
Величественный и фантастический. Он возвышался у входа во дворец. Быки в диадеме с надменными человеческими лицами, курчавыми бородами, пятью тяжелыми копытами — все под ними. Он охранял королевские дворцы. Сбоку — устрашающее движение тяжестью, спереди — грозный покой.
Ниневия
Ассирийское государство характеризуется не поклонением, а светской архитектурой грандиозного дворца и светскими сюжетами на картинах и внутренних рельефах.
Сцены из большой царской охоты. Рельеф из дворца Ашшурбанипал в Ниневии. Сер.7 c. ДО Н.Э.
Фрагмент. Король на охоте.
Фрагмент. Убитый лев.
Фрагмент. Раненый лев.
Фрагмент. Умирающая львица.
Урукагина – «справедливый царь» Лагаша
Длительные войны, на которые воля могущественных правителей Лагаша, привели к дальнейшему развитию первобытного рабовладельческого хозяйства. В экономических документах той эпохи говорится о деревянных плугах, которые окончательно вытеснили примитивные мотыги. Ремесло сильно улучшилось.
В многочисленных мастерских работали самые разные мастера. Металлургия распространяется. В документах перечислены куски листовой меди и металлические предметы. Излишки сельскохозяйственной и ремесленной продукции продаются на рынках внутри страны и даже экспортируются в соседние страны в обмен на товары первой необходимости и цепные товары, такие как серебро, которое привозят из Элама. Наплыв заключенных в страну увеличился, и они были обращены в рабство. Документы о продаже рабов свидетельствуют о росте эксплуатации рабов.
Однако развитие экономической жизни привело лишь к обогащению правящего класса рабовладельческой аристократии, в которую входили влиятельные чиновники и священники, обладавшие огромными богатствами. В храмах были также сосредоточены великие ценности. Трудящиеся, бедняки и рабы подвергались все более жестокой эксплуатации со стороны богатых. Таким образом, расслоение собственности усилилось, что привело к обострению классовых противоречий и вспышке классовой борьбы, о чем свидетельствуют документы времен правителя Урукагина (24 век до н.э.).
Последние представители династии Ур-нанше стали первосвященниками и взяли на себя храмовое хозяйство, чтобы укрепить рабовладельческую систему и укрепить авторитет королевской власти. Однако это событие вызывает недовольство как со стороны трудящихся масс, в основном муниципалитетов, так и со стороны духовенства, которое управляло храмовым имуществом и лишилось некоторых своих привилегий из-за слияния храмового хозяйства с реальным.
В результате в Лагаше начались народные волнения и резко обострилась классовая борьба. Вполне возможно, что произошло и народное восстание. Духовенство, недовольное тем фактом, что царская власть перешла к хозяйству храма, восстало против царя значительной части активного населения. Последний король династии Ур-нанше по имени Лугаланда был вынужден уступить свое место Урукагина, который захватил верховную государственную власть после насильственного переворота, очевидно рассчитывая на поддержку, с одной стороны, духовенства и, с другой стороны, огромных масс, в особенности свободных членов сообщества.
В своих надписях Урукагина не упоминает о его истинном происхождении. Напротив, он говорит, что «бог Нингирсу, воин Энлиля, подарил Урукагине царство над Лагашем и дал ему власть над 10 сарами людей» (10 саров — 36 тысяч).
Урукагина правил 6 лет. За этот короткий период Лагаш добился большого процветания. Реформатор с гордостью сообщает о построенных им храмах и дворцах, а также о построенных им каналах. Однако Урукагина не смогла консолидировать свой бизнес. Рабская аристократия соседних городов с тревогой смотрела на усиление коммун и средних свободных слоев Лагаша. Очевидно, это была одна из причин поражения Лагаша.
Придя к власти, очевидно, в результате народного движения, организованного духовенством, Урукагина провела ряд реформ, направленных на восстановление положения, существовавшего ранее в Лагаше, а также на восстановление независимости духовенства в управлении храмом экономия. В то же время Урукагина был вынужден как-то улучшить экономическое положение тех средних свободных слоев населения, членов сельских общин, которые были его основной социальной опорой.
Чтобы более четко подчеркнуть социальный характер своих реформ, Урукагина в своих надписях противопоставляет жестокие формы эксплуатации бедняков, которые преобладали в Лагаше до его прихода к власти, с ситуацией, возникшей в результате его реформ. Судя по надписям Урукагина, в Лагаше до его захвата власти бесконечно господствовала элита рабовладельческой аристократии во главе с государь Патеси.
Смотрители были повсюду: на кораблях, в стадах и в рыболовных угодьях. Правитель обложил высокими налогами все доходы населения, а также наложил свою тяжелую руку на храмовую собственность. В свою очередь, священники также притесняли население, требуя для себя высокую компенсацию за совершение религиозных обрядов. Богатые и чиновники могли безнаказанно грабить и притеснять бедных. Урукагина имеет особую заслугу в том, что она положила конец этим злоупотреблениям и вновь восстановила древний «порядок» и древнюю «справедливость”.
Он удалил надзирателей и надсмотрщиков, предоставив людям возможность заниматься своими делами. Он восстановил права и привилегии храмов, изъяв храмовое хозяйство из-под юрисдикции суверена и объявив его собственностью самих богов, другими словами, вернув его священству. Но в то же время снизились налоги, которые священники ранее взимали с населения за совершение религиозных обрядов. Ввиду частых злоупотреблений, когда вожди притесняли простых солдат, насильно отбирая у них их имущество под предлогом покупки их имущества, Урукагина приказала в таких случаях заплатить за осла или дом, купленный по справедливой цене или, как Надпись образно говорит «хорошее серебро”.
Чтобы хоть как-то улучшить экономическое положение свободных средних слоев населения, Урукагина издал специальные законы, которые должны были освободить «жителей Лагаша от долгового рабства, порчи, краж, убийств и грабежей домов. Он установил их свободу. Чтобы сильные мира сего ничего не сделали с сиротой и вдовой, он заключил этот договор с Нингирсу ». Таким образом, социальные реформы Урукагина были облечены в форму законов, которые должны были защищать интересы духовенства и слоев населения. населения, получившего в результате этих реформ ряд прав.