История войн Древнего Египта

Плита Нармера

С. 100-2600. ПЕРЕД ХРИСТОМ ПЕРВЫМ ЕГИПЕТ.

Первой известной фигурой в истории был Менес (Нармер) — воинственный правитель, объединивший под своей властью царства Верхнего и Нижнего Египта в единое государство. В течение следующих 1300 лет египетская цивилизация процветала на берегах Нила в относительной изоляции от остального мира.

В УКАЗАННЫЙ ПЕРИОД правители I и II династий. Уже во время первого из них был создан действенный государственный аппарат, был основан город Мемфис — будущая столица, которая располагалась на пересечении обеих половин королевства — Верхней и Нижней. Политическая централизация была основой военной централизации. Высшая власть принадлежала фараону, который назначал главой армии, а также глав отрядов или флотов. Воины состояли на службе у фараона, вождей округов и храмов.

Около 2600-2000 ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО.

Со времен III до VII династии столица находилась в Мемфисе, во время которых были предприняты многочисленные военные экспедиции в соседние регионы, Палестину и Нубию. Египетское влияние распространилось вдоль Нила до современного Судана. Этот период характеризовался частыми внутренними беспорядками, во время которых короли (фараоны) часто вели гражданские войны против мятежной провинциальной знати. Следовательно, силы, находящиеся в распоряжении центрального правительства, были подвержены значительным колебаниям; темп перемен иногда прерывался насильственным крахом династий. Поначалу постоянные армии были неизвестны: войска территориальной милиции собирались в действующие армии только на то время, когда фараоны отправлялись в зарубежные приключения или нуждались в силах для обеспечения внутренней безопасности или защиты границ.

Около 2000-1600 гг. СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО.

Начиная с 12-й династии фараоны содержали несколько хорошо обученных, профессиональных и постоянных армий, обычно включая нубийские вспомогательные войска. Эти армии стали ядром более крупных сил, когда требовалась защита от вторжений, а также для экспедиций по Нилу или через Синай. Военная стратегия была в основном оборонительной, ее существенным элементом были укрепления, блокирующие Суэцкий перешеек и южную границу в районе первых порогов Нила.

Около 1800-1600 НАШЕСТВИЕ HYXOS.

Египет пережил первое в своей истории иностранное вторжение в период внутренней слабости. Гиксосы (азиатские кочевые племена семитского происхождения, название которых обычно переводится как «царь-пастух») ввели в египетское военное использование боевых лошадей и колесницы.

Завоеватели постепенно распространили свою власть на юг, пока (около 1700 г.) полностью не захватили Египет.

В течение следующих ста лет они поддерживали власть через местных князей, правящих из столицы Авариса, которую они основали в Дельте, и безжалостно подавляли частые египетские восстания.

1600 РЕВОЛЮЦИЯ В ФИВА.

Местная знать изгнала гиксосов из Верхнего Египта.

Несмотря на свое военное превосходство над египтянами (бронзовое оружие и колесницы), гиксосы не смогли установить прочного господства над всей долиной Нила. Южные названия Египта только на словах признавали верховенство царей гиксосов, накапливая силы для борьбы с ними.

Вскоре гиксосы поняли, что они не могут управлять завоеванной страной, так как их было слишком мало, а опыт жизни в степи не соответствовал новым условиям. Поэтому гиксосы начали перенимать свою систему правления, верования и ритуалы от египтян.

Правители гиксосов были коронованы короной фараонов, приняли египетский королевский титул и приблизили к себе египетскую знать. В то же время гиксосы поощряли переселение родственных кочевых племен с Синайского полуострова в Египет, надеясь создать дополнительную поддержку своей власти. Однако все попытки гиксосов закрепиться в Египте оказались тщетными. Последние фараоны гиксосов жили взаперти в своей столице-крепости Аварис, построенной в низовьях Нила. Борьбу за освобождение Египта от иностранцев возглавили правители Фив, которые основали восемнадцатую династию фараонов, самую важную династию в истории страны. В 1580 году последние отряды гиксосов были изгнаны из прибрежных районов Египта. Египетская легенда гласит, что побежденным гиксосам был предложен выбор: оставить Египет свободным или остаться в его рабстве. Большинство гиксосов отдавало предпочтение последнему — такова притягательная сила египетской культуры, под влиянием которой они жили 170 лет.

1580 г. КОНСТИТУЦИЯ НОВОГО ЦАРСТВА.

В значительной степени заимствуя у гиксосов, фараоны создали сложную и грозную военную машину, характеризующуюся использованием колесниц, улучшением оружия и массовым использованием лучников.

Вооружение Яхмоса I

1580-1557 ЦАРСТВО ЯХМОСКОЕ.

Он изгнал гиксосов в Палестину, воссоединив Египет под своим правлением, установил сильное центральное правительство, значительно уменьшив автономию провинциальной знати. Затем он снова завоевал Нубию, которая во время оккупации гиксосов вышла из-под египетского владычества. Он создал первую постоянную армию в истории Египта и превратил свой столб в относительно хорошо обученный и дисциплинированный отряд лучников; он также научился пользоваться ужасными боевыми колесницами гиксосов.

Статуя царицы Хатшепсут. XVIII династия

1546-1507 ЦАРСТВО АМЕНГОТЕПА I И Тутмоса I.

Они расширили владения Египта на западе до Ливии, ньюга — до Нубии, а на северо-востоке — до Палестины и Сирии; Египетские войска достигли берегов Евфрата.

Впоследствии, под властью их более миролюбивых наследников, контроль Египта над внешними регионами ослаб.

1525-1512 ЦАРСТВО Тутмоса I.

Могущественный правитель, он вторгся в Сирию до реки Евфрат, завоевал северную Нубию и уменьшил силы местных князей.

1491-1449 ЦАРСТВО Тутмоса III.

Первые двадцать лет своего правления он был лишь номинальным соправителем своей тети Хатшепсут.

После своей смерти (1472 г.) царь гиксосов Кадеш поднял хорошо организованное восстание палестинских и сирийских племен против якобы слабого молодого фараона в северной Палестине.

Битва при Мегиддо

1469 БИТВА ПРИ МЕГИДДО

(первое зарегистрированное сражение в истории) Тутмос повел египетскую армию (около 20 000 человек) в центральную Палестину быстрым и неожиданным маршем. Лидеры повстанцев сосредоточили свою армию в долине Мегиддо, к северу от горы Кармель, отправив аванпосты для поддержания трех проходов, ведущих с юга. Однако Тутмос прорвался через перевал Мегиддо, разбросав защитников смелой атакой, которую возглавил сам. В долине за перевалом армия повстанцев под командованием царя Кадеша собралась на холме недалеко от крепости Мегиддо. Тутмос сформировал армию вогнутым фронтом. В то время как южное крыло оккупировало повстанцев отвлекающим маневром, Тутмос лично вел северный «рог» в прямую атаку между флангом повстанцев и крепостью. Результатом стало окружение мятежного фланга и сокрушительная победа египтян.

КРЕПОСТЬ Мегиддо имела большое стратегическое значение, так как перекрывала путь из Египта в долину реки Оронт. Кадеш был политическим центром племен, восставших против Египта.

Как только египетская армия нанесла поражение врагу на окраине Мегиддо, Тутмос приказал немедленно осадить город. «Он измерил город, обнеся его оградой из зеленых стволов всех их любимых деревьев»; Его Величество сам находился на укреплении к востоку от города и наблюдал за происходящим.

Однако царю Кадеша удалось бежать из города. После нескольких недель осады город Мегиддо сдался. Оценивая значение своего успеха, Тутмос сказал: «Амон отдал мне все союзные области Джахи, заключил в тюрьму в городе… Я взял их в город, я окружил их толстой стеной». Трофеями Тутмоса были: 924 колесницы, 2238 лошадей, 200 комплектов оружия, урожай в долине Эздрелон, взятый египетской армией, 2000 голов скота и 22 500 голов мелкого рогатого скота. В списке трофеев указано, что египтяне получали местные средства. Чтобы закрепить свой успех, египтяне взяли еще три города и построили крепость, которую назвали «Тутмос — связывание варваров». Египтянам теперь принадлежала вся Палестина. Но потребовалось еще четыре кампании, чтобы укрепить египетское владычество и подготовить базу на побережье. В конце шестого похода была взята крепость Кадеш.

1470-1450 ВЕРХ ВЛАСТИ ЕГИПТА.

После семнадцати кампаний Тутмос III не только подавил мятежных правителей Палестины и Сирии, но также распространил власть Египта до границ Хеттской империи и в Малой Азии до северо-западной Месопотамии; его флот контролировал восточное Средиземноморье.

Тутмос III — первый известный в истории командующий, осуществивший запланированное наступление. Он наметил стратегические объекты и настойчиво пытался доминировать над ними. Походы египтян во время его правления отличались преднамеренностью. Египтяне не рассредоточили свои силы, а начали сосредоточенные и последовательные атаки на важные стратегические точки. Таким образом, первые пять кампаний создали необходимую основу для наступления на Кадеш, овладение которым позволило предпринять кампании вглубь Малой Азии, а последняя закрепила первоначальные успехи. Чтобы обеспечить продвижение в глубь вражеской территории, египтяне расширяли свои базы, заботясь о тылу. Наконец, стратегия египтян этого периода характеризуется стремлением закрепить достигнутый успех путем создания укрепленных пунктов на завоеванной территории и организации множественных кампаний с целью полного подчинения покоренных племен.

Статуя фараона Аменхотепа IV (Эхнатона).XVIII династия

1380-1365 ЦАРСТВО ЭХНАТОН.

Серьезные внутренние религиозные конфликты ослабили господство Египта над внешними регионами. Воинственные хетты захватили Сирию и, при поддержке местных союзников, большую часть Палестины.

1352-1319 ХОРЕМХЕБСКОЕ ЦАРСТВО.

Как только Египетская империя оказалась на грани краха, военачальник Хоремхеб занял трон и основал 19-ю династию. Он восстановил внутренний порядок и остановил распад границ надежной обороной и серией наступательных экспедиций за границу.

1317-1299 ЦАРСТВО СЕТИ I.

Реорганизованная египетская армия отбила Палестину, но была бессильна поколебать власть хеттов в Сирии.

Статуя фараона Рамсеса II. XIX династия

1299-1232 ОБЛАСТЬ РАМСА II (сын Сети I).

Ему частично удалось восстановить старые границы империи.

1294 БИТВА В КАДЕШЕ.

Рамзес возглавил армию численностью около двадцати тысяч человек, состоящую из 2500 колесниц и в основном нумидийских наемников, против хеттской крепости Кадеш, стоявшей на реке Оронт. В спешке, чтобы захватить Кадеш до того, как подошла основная армия хеттов, он вместе со своим авангардом был временно окружен и отрезан от основных сил внезапной атакой врага. Сопротивляясь, пока не прибыло подкрепление, Рамзес отбросил хеттов. Однако он не смог взять Кадеш и в конце концов заключил мир, оставив хеттам контроль над большей частью Сирии. Превосходство Рамзеса как военачальника было сведено на нет тем фактом, что противник, очевидно, был вооружен новым железным оружием, а его наемники все еще использовали бронзу.

Война с хеттами длилась 18 лет и закончилась заключением так называемого «вечного мира», согласно которому египтяне и хетты обязались помогать друг другу. Написано соглашение, это первый известный нам международный документ.

Около 1200 НАШЕСТВИЙ НАРОДОВ МОРЯ».

Это были морские пираты островов Средиземного моря и южной Европы. Большинство их атак было отражено, но некоторым захватчикам удалось обосноваться вдоль побережья — например, филистимлянам в Палестине.

Морская битва египтян с «народами моря»

ДЛЯ БОРЬБЫ с «народами моря» египтяне создали сильный флот. Важная роль в его создании принадлежит Рамзесу II. По словам греческого историка Геродота, Рамзес II собрал флот из 400 морских кораблей, с помощью которых можно было отбить нашествие жителей островов и побережья Эгейского моря.

Битва при Мигдоле (около 1200 г.) в войне египтян с ливийцами и «народами моря» характеризуется организацией взаимодействия флота и войск. Египетская армия заняла позиции в Мигдоле, где правый фланг был усилен укреплениями, а левый — флотом. Исход битвы решил египетский флот, разгромивший флот «народов моря», после чего их сухопутные войска также обратились в бегство.

Фараон Рамсес III. XX династия

1198-1167 КОЛЬЦО РАМСА III.

Когда он взошел на престол, филистимляне напали на Египет из Палестины, ливийцы приблизились с запада, а «народы моря» снова штурмовали берега Дельты. Рамзес нанес всем им решительное поражение и восстановил власть Египта над Палестиной. Он был последним великим фараоном — в последующие столетия власть и влияние Египта неуклонно падали, и страна часто подвергалась иностранным завоеваниям.

Во время правления Рамзеса III египетская армия претерпела реорганизацию. Служба распределялась по пехотным и танковым отрядам, а из иностранцев организовывались отряды наемников. Укреплялась дисциплина, повышалась меткость командного состава и одновременно отменялись телесные наказания солдат, заменяемые лишением чести, которое солдат мог восстановить, проявив храбрость в бою.

Около 730 ЕГИПТА, ЗАВОЕВАННОГО ЭФИОПИЦАМИ.

Лидером завоевателей был король Пианхи, столица которого находилась в Напате, у четвертого порога Нила.

671-661 АССИРИЙСКОЕ НАШЕСТВИЕ.

Ассирийцы изгнали эфиопов.

661-626 ВРЕМЯ ПРОБЛЕМ.

Непрерывные восстания и государственные перевороты в Египте закончились изгнанием ассирийцев.

609-593 двухлетний период КОРОТКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕГИПЕТСКОЕ.

Это произошло во время правления фараона Неко, возглавлявшего египетские вторжения в Палестину и Сирию.

609 г н.э. ВТОРАЯ БИТВА ПРИ МЕГИДДО (или Армагеддоне).

Неко легко победил иудейскую армию под командованием Иосии и двинулся на север к Евфрату.

605 КАРХЕМИСКАЯ БИТВА.

Неко потерпел сокрушительное поражение от вавилонского царя Навуходоносора, и египтяне были полностью изгнаны из Сирии и Палестины.

Социальные отношения в эпоху Среднего царства Египта

Номархи — представители высшего местного дворянства — должны были заручиться поддержкой духовенства, чтобы укрепить свою власть. Хотя произошло объединение Египта под верховной властью фараона, реальное положение местных «князей» мало изменилось. Все они были сильны даже на земле. Но положение крестьян фактически ухудшилось. Во времена Старого Королевства «королевские» люди — категория людей (свободных фермеров), занимающихся сбором урожая на ферме номарчи — теперь все чаще обслуживают свои работы у других крупных фермеров.

В целом для Египта характерна высокая организация трудовых ресурсов. В документах часто упоминаются «отряды» каменотесов, «отряды» моряков. Ремесленников объединяет род занятий, но мало кто из них может похвастаться высокими доходами. В целом существует огромный разрыв между разными слоями населения. Это сыграло ключевую роль в дальнейшем ослаблении страны и завоевании ее народов, носящих родовое имя «гиксосы», находящихся на более высоком техническом уровне.

древнее и среднее царство

Жизнь рабов Среднем царстве Египта

Помимо «рабов царя», у хозяев были и свои рабы — баку. Чаще всего это были невыплаченные должники. Но их доля в трудоспособном населении была невелика. Рабство соотечественников вне царской «установки» осуждалось обществом. Государство, которое стремилось заставить всех подданных служить королю, также не одобряло частное рабство.

Было также много иностранных рабов, подавляющее большинство из которых были азиатами. Поскольку в эпоху Среднего царства Египет не вел крупных успешных войн на северо-востоке, можно предположить, что азиаты были захвачены прямо на границе, в восточной пустыне. Подобно «рабам царя», они считались в «Палате рук рабочих» и распределялись государьём. Азиатские слуги жили с бедными, даже с «царскими рабами». У них не было профессии, их использовали на случайных работах.

Пожалуй, наиболее благоприятным было положение царских ремесленников государственных мастерских, которые обслуживали нужды двора, армии и местной знати. Документы из Дейр-эль-Медины, деревни ремесленников на Фиванском кладбище во времена Нового Царства, показывают, что им были поставлены выполнимые задачи: рабочая неделя с 10-м выходным днем ​​и отдых во время многочисленных праздников. По работе, видимо, рассчитывал на паек для семьи и дом на царской земле. В нерабочее время короля ремесленники могли изготавливать изделия на продажу, но при условии, что это делалось их собственными инструментами. Неудивительно, что отцы учили своих детей ремеслам, так что они тоже были зачислены в королевские мастера. Если не было вакансий, дети мастеров могли поступать в «царские рабы» и в армию.

Полигамия в Среднем Египте

Папирус времен Нового Царства сохранил послание овдовевшего мужа своей жене, которая умерла три года назад: «Я взял тебя в жены, когда был молодым человеком, я был с тобой. Позже я получил все титулы, но я не оставил тебя .. Я не оставил тебя, а, наоборот, сказал:

«Да пребудет все это с вами!» Всем, кто говорил со мной о вас и советовал мне уйти от вас, я отвечал: «Я сделаю то, что его душе угодно! ..». И вот: когда мне было приказано наставлять вождей армии фараона и его колесниц, я послал их преклониться перед вами на животе и принести всевозможные прекрасные дары. Я никогда не скрывал от тебя свой доход… Никогда не случалось, чтобы я пренебрегал тобой… Я никогда не отправлял ладан, сладости и одежду в другой дом, а, наоборот, говорил: «Моя жена здесь!» Потому что я не хотел огорчать вас… Когда я сопровождал фараона на юг, я действовал во всем, помня о вас… Когда я вернулся в Мемфис, я спросил разрешения фараона и пошел туда, где вы живете (т.е к твоей могиле), и я много плакал со своими людьми перед твоим изображением. С тех пор прошло три года… И посмотрите, хотя в нашем доме есть сестры, я ни к одной из них не ходил».

Известный египтолог П. Монте так прокомментировал это сообщение: «Этот образцовый муж, безутешный вдовец, дает понять, что другой на его месте поступил бы совершенно иначе: став высокопоставленным сановником, он отказался бы от скромной жены источник».

У царя могло быть несколько жен одновременно. В Новом царстве это было продиктовано внешнеполитическими соображениями. Браки с иностранными «принцессами» служили формальным подтверждением военно-политических союзов Египта или его превосходства над той или иной страной. В первой половине четырнадцатого века. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. Аменхотеп III собрал целый «гарем» принцесс: двух вавилонян, трех миттанов, одну из анатолийского государства Арцава, не говоря уже о дочерях сирийско-палестинских второстепенных правителей. Кроме того, у короля были наложницы, в которых ему подражала высшая знать. Но у подавляющего большинства египтян была жена.

Многие мужья мечтали, чтобы после смерти их «двойники» остались вместе. Поэтому они приказали изображать себя с ней в гробницах и на стелах. Супруги обычно держатся за руки или обнимают друг друга за талию. Считалось, что счастье наступает, когда «рука мужчины находится в руке его жены».

В то же время отношения между мужем и женой оставались сугубо личным делом, закрытым для посторонних интересов и вмешательства. В биографиях кладбищ об этом говорится крайне скупо. Попытки внебрачного сближения с женщинами, находившимися с другим домохозяином, строго осуждались. В знаменитом «учении», включенном в школьную программу, было сказано: «Если в дом вы входите как уважаемый гость или брат, вы сохраняете дружбу, осторожно обращайте женщин!» За роман с чужой женой даже наказывали смертью.

Законодательная система в Среднем Египетском царстве

Египтяне всеми способами избегали «царских дел», и те, кого туда призывали, часто бежали. Сохранился папирус, в котором упоминаются уголовные законы «о преднамеренном уклонении от действий в течение более 6 месяцев», «о том, кто намеренно уклоняется от своей работы», «о том, кто сбежал, не выполнив свою задачу», «о том, кто сбежал из тюрьмы». В первом из этих случаев наказание было пожизненным тяжелым трудом в королевских лагерях. Но даже такая страшная угроза не остановила беглецов. Таким образом, государство узаконило захват заложников среди родственников и членов семей дезертиров.

Страж храма пожаловался, что его «арестовали из-за .. сына, работника местного храма .. потому что он не выполнил свои обязанности». Носильщик осмелился возмутиться только потому, что его поймали по ошибке: его сын, по сути, выполнял все обязанности. Кошмар «Царских заводов и право государства похищать« депутатов»

Помимо принудительного труда по профессиям, египтян призывали на временную «королевскую работу». Обычно это было строительство, земляные работы, орошение полей. Гребной сервис также использовался для перевозки грузов по Нилу. Работа мобилизованных часто бывает непосильной. Сроки работы были жестко закреплены и продлены на многие месяцы. Контент мобилизован в тюрьме.

Военная повинность в Среднем царстве Египта

Первым шагом в карьере простых граждан обычно была военная служба. По счастливому стечению обстоятельств сыновья «царских рабов» дослужились до офицерского звания. Если к тому же они знали букву, в будущем у них была бы возможность продвинуться по административному или священническому пути. Иногда даже те из сыновей «царских рабов», которые выросли в доме знатного господина, пополняли их ряды.

В Старом Королевстве во время великих военных кампаний еще вызывали ополчение, куда входили различные лидеры вместе со своими подчиненными. Но армия Среднего царства уже была набрана в результате последующих призывов молодежи и была на шее у государя. Он был разделен на городские полки (первоначально именные) и царский отряд. Простых воинов называли «анху» — буквально «живые (т.е полные жизненных сил)», «живые».

Полки города разделились на «молодую» и «ударную» армию ветеранов. «Молодежь» состояла из «красивых» и профессиональных солдат, временно призванных на военную службу «бойцов». Последние могли тогда присоединиться к «ударной армии.

Царский отряд, созданный для противодействия городским полкам, непосредственно подчинялся правителю и его ближайшим сановникам. Его главной силой была гвардия — отряды «товарищей правителя».

Новобранцам гвардии были оборудованы хозяйства, именуемые «снабжены списками (рабочие), пожалованы пашни, награждены скотом». Таким образом, в юности страж Хусебек получил в награду 160 «рабов царя». К египетской армии присоединились отряды иностранцев, в основном эфиопов.

Поскольку обычно значительную часть плавания приходилось совершать по реке, имелся большой и хорошо организованный флот, для которого охрана снова предоставляла персонал. Если пехотой командовали, как правило, военные офицеры, то знать в конце Поднебесной пыталась вступить во флот.

Обмен и торговля в среднем Египте

Практически все, что производилось активным населением, было захвачено и передано служащими «Царского Дома», владельцами дворянских семей, администраторами храмов и так далее. Следовательно, крупная частная торговля в Египте не могла возникнуть, только как не могла развиваться прослойка купцов.

Дворянство почти не чувствовало необходимости что-либо покупать. Почти все необходимое было произведено «царскими рабами», и правитель предоставил им своих мастеров для строительства гробницы. Некоторая потребность в коммерческом бизнесе возникла у владельцев средних и мелких хозяйств, где профессии «царских рабов» не так уж сильно различались. Известна небольшая ферма священника, продававшего на стороне ткани собственного производства. Но такие примеры редки. Простые потребности рабочих удовлетворялись в основном раздачей еды и вещей. И они могли только предлагать «на продажу» полученные сверхнормативные платежи или что-то произведенное в «неподходящее время».

В гробницах Древнего царства есть изображения обменов, происходящих на небольших базарах под открытым небом. Они обмениваются продуктами питания: пшеницей, овощами, хлебом, рыбой — и изделиями ручной работы: домашней утварью, обувью, украшениями, веерами, палками, рыболовными крючками. Продавцы стремятся привлечь внимание к своему товару, хвалить его качество, предлагать попробовать или опробовать его и дико льстят покупателю, уверяя, что колье из майолики ему идет, называя его «доброжелательным мужем».

Все еще далеко от чеканки монет, основным платежным средством была пшеница, хотя за нее также платили одеждой. В начале XII династии услуги когда-то оплачивались «серебром, золотом, медью, рубином, ячменем, пшеницей». Обычно вещи обменивали на вещи, но их стоимость измерялась зерном или металлами, чаще всего золотом или медью. В Поднебесной также упоминается стандартная единица стоимости, измеряемая в металлах: деньги.

Конечно, без внешней торговли обойтись было невозможно. Однако это было государственным делом и проводилось царскими чиновниками. Ввозимые в Египет в основном объявлялись данью и дарами иностранцев фараону.

Под пятой захватчиков

Гиксосы считаются объединением народов, пришедших с территории современной Сирии. К ним также относятся хуриты и хетты. Этот 110-летний период контроля захватчиков обширной территории Египта называется «Вторым переходным периодом», он встречается в хронологии между Средним и Новым царствами.

Гиксосы с их колесницами, сложными блочными луками, прекрасными доспехами и превосходной тактикой ведения войны использовали вражду отдельных египетских номархов. Чтобы изгнать захватчиков, необходимо было перенять их оружие, создать материальную базу, собрать вокруг себя союзников. Основные бедствия, вызванные действиями оккупантов, испытали районы дельты Нила. Фивы в то время готовились к битве.

Законы заключения брака в Среднем царстве Египта

Уже в начале III тысячелетия до н.э н.э. «Широкие» ассоциации родственников, такие как клан или клан, не были формой социальной организации египтян. Интересно, что у них нет фамилий, что указывало бы на их принадлежность к какой-то большой родственной группе. Были только имена, при необходимости объясненные «отчеством», например Яхмес, сын Ибена. А поскольку родитель, названный в «отчестве» (отец, реже мать), также мог иметь омонимы, иногда создавались громоздкие структуры, такие как Собекнахт, сын Хенена, сына Собекнахта.

Относительно небольшое значение в жизни египтян «широких» родственных объединений, похоже, связано с огромной ролью государства. Уже в Старом Королевстве он иногда забирал сыновей и дочерей от родителей для работы в других частях страны, что приводило к разрушению семейных уз, особенно с родственниками «кузенами», «троюродными братьями» и т.д. На улице. Указания на важность связей с широким кругом родственников в биографиях появляются только во времена ослабления бюрократической монархии.

В большинстве случаев в текстах упоминается «малая» или «нуклеарная» семья, состоящая из родителей и детей. Специальные термины для обозначения кровного родства были сведены к трем противопоставлениям: «отец» и «мать» (не существовало существительного с обобщающим значением «родители»), «сын» и «дочь», «брат» и «сестра».

Основным направлением брачного союза были дети-наследники, которые до старости заботились об отце и сохраняли его мемориальный культ. Поэтому молодому человеку не стоило откладывать свадьбу. При невысокой средней продолжительности жизни нужно было не только успевать обзавестись детьми, но главное — их кормить и растить. В то же время рекомендовалось жениться, когда молодой человек сможет создать собственный дом и содержать семью.

Расхожее мнение о распространенности браков между братьями и сестрами в Древнем Египте необоснованно. В Новом Царстве супруги иногда называли себя братом и сестрой, но здесь значение иное. Таким образом супруги подчеркивали свое стремление сохранить любовь и единство семьи на протяжении всей жизни, как невозможно развести отношения между братом и сестрой.

Освобождение Египта

сохранилась легенда, в которой упоминается имя фиванского царя Секененра. Получив широкую поддержку масс, обладая огромными ресурсами, он вступил в открытую борьбу. Военная удача была не на его стороне. Сохранившаяся до наших дней мумия этого полководца имеет значительные повреждения. Судя по всему, он пал в бою, но его сын, известный в истории как Камес, продолжил его дело.

Но и ему не удалось уничтожить столицу ненавистных захватчиков. Нубийские правители были слишком независимы, нанося удар наступающим фиванским войскам в спину.

Только его брат, основатель новой XVIII династии, от которой берет начало период Нового королевства Ахмеса, окончательно изгнал гиксосов.

искусство среднего королевства

Общественный строй в Среднем царстве Египта

Социальная структура Египта в ранней античности кажется очень своеобразной, и причиной тому является необычайно высокоразвитое государство. Нигде в древнем мире, за исключением, пожалуй, Китая конца I тысячелетия до н. Э. И., Государство не участвовало целенаправленно в формировании экономических и социальных отношений.

Уже в Древнем Царстве преобладал государственный сектор экономики. Его основными подразделениями были королевские семьи, храмы и бюрократические «дома». Сообщество и частный сектор были очень быстро поглощены государством без следа. В начале Среднего царства в Египте не было соседних общин свободных и полноправных граждан, независимых от государственных хозяйств. Хотя храмовые семьи, чиновники и мелкие производители пользовались некоторой экономической автономией, его размер определялся волей и реальной силой государства. Все они находились на государственной земле и в храмах, и чиновники получали рабочую силу в основном из государственных средств.

Большая часть продукции была конфискована государством у прямых производителей. Он постоянно и намеренно перераспределял огромную долю национального богатства в соответствии со своими политическими и экономическими целями. Объем товаров, свободно обращающихся на рынках, был крайне невелик.

По мнению выдающегося востоковеда И. М. Дьяконова, несмотря на то, что эта система «претерпевала различные частичные изменения в период Нового, Позднего царства, эллинистического и римского периодов… История Египта, хотя и обнаруживает некоторые изменения социальных форм, в целом не показать подлинный социальный прогресс . и египетский путь развития легко определить как тупиковый».

До сих пор не удалось полностью реконструировать древнюю историю формирования социально-экономической системы древнеегипетского общества. Но благодаря исследованиям О.Д принципы Берлева о социальной организации Среднего и некоторых частей Старого Царства уже получили широкое понимание.

Сельское хозяйство

Он имел примитивный природный характер. В эпоху Поднебесной произошло усовершенствование рабочих инструментов (появление плугов с крутым поворотом, скошенных терок на подставке и т.д.). Кроме того, улучшаются породы крупного рогатого скота, вводятся в эксплуатацию недавно затопленные земли. Однако сами методы земледелия были довольно архаичными. Вот как это выглядело.

Как правило, после того, как паводок утих, земля представляла собой сплошную жидкую грязь. Без лишних слов сеятель просто бросал зерно в ноги домашним животным (баранам или свиньям), выпущенным в такое поле, чтобы затоптать посев и одновременно уплотнить почву. Эта операция заменила действие бороны. Чтобы улучшить результат, управляющее воздействие выполняла бригада быков, тянущих деревянный плуг. Но он не растопил землю, а засыпал посеянное зерно землей.

Если земля быстро пересыхала, заросла сорняками, то такие большие комья земли рыхлили мотыгой, то пахарь запрягал пару бычков и в неглубоких бороздах вспахивал дерн. Лишь позже разрешили работу сеялки, которую тоже втаптывали в землю с помощью скота. Завершающий этап — работа мотыгой: выравнивает почву и прикрывает посадки.

Коллекция носила ритуальный характер. Она также привлекала музыкантов. Пока жнецы, вооруженные деревянными косами, со вставленными в них кремневыми зубами, выполняли свою работу, флейтист и певец вдохновляли их на рабочие предприятия. Судя по сохранившемуся рельефу могилы Тийи, певец с оглядкой на аккомпанемент был готов исполнить любые хиты того времени (в основном гимны, посвященные богу Осирису). Это было искусство Поднебесной, служившее своему народу, готовое поддержать его в самые ответственные и важные моменты.

среднее царство древнего египта

Собирая осколки

На роль объединителя разрозненных земель претендовали два центра силы: города Фивы и Гераклеополис. В результате ожесточенной борьбы победил фиванский номарх Ментухотеп II. Власть фараона была свергнута, и Геракл подчинился.

Работы предстояло много, и первое, на что обратило внимание руководство страны, — это восстановление каналов, питающих поля водой. Население увеличилось, поэтому было решено развивать водно-болотные угодья штата. Проделана вся необходимая работа для улучшения связи внутри Египта. Все пустынные тропы, по которым проходили караваны, были оборудованы колодцами.

Ситуация в эпоху Поднебесной стабилизировалась: увеличивалась экономическая и военная мощь, поэтому проводилась политика завоевания и освоения новых территорий. Самый яркий пример — экспансия Нубии и проникновение в восточное Средиземноморье. Торговля была чрезвычайно успешной, открылись новые партнеры.

среднее царство Египта

Рабовладение и «малые» люди

Развивая агрессивную политику, Египет приобретает множество рабочих, в которых он отчаянно нуждается. Торговля, сельское хозяйство, успешные военные кампании — все эти условия способствовали продвижению средних слоев населения в обществе. В документах Среднего царства их называют «маленькими людьми». Наиболее привлекательным становится образ человека, добившегося успеха, почета в обществе. Если проводить параллели, то «американская мечта». Те же корни и мотивация: добиться успеха, чтобы потом на вас работали другие люди.

Поэтому очень часто встречаются посмертные надписи, относящиеся к этому периоду, где, помимо различных свойств, указаны еще и «головы». Этот термин означал рабов. У зажиточного среднего скотовода, сановника, торговца таких «голов» могло быть несколько десятков. Их завещали, раздавали в награду. В общем положение рабов было беспомощным. Положение простых людей было ненамного лучше.

новое среднее королевство

Боги и жрецы Среднего Египта

Правильно было бы назвать государственную доктрину древнеегипетской монархии ритуалистической. В III — начале II тыс. До н.э царь был главным и во многом единственным посредником между людьми и богами. Это, по мнению египтян, было его самой важной задачей.

Царю приписывалось единство с богом Гором и богинями корон Верхнего и Нижнего Египта. Он также был первосвященником, с ведома и от имени которого совершались все службы в самых важных святынях. Запрещение жертвоприношений другими людьми, вероятно, было введено однажды из-за страха, что они рассердят богов за их неадекватное выполнение ритуалов или даже обратятся к ним с вредными требованиями для царя и Египта (аналогичные ограничения существовали позже в Японии и Китае). Исключительное право государя на поклонение превратило его в уникальную фигуру, от которой зависело само существование вселенной.

Египтяне объясняли прекрасное сочетание факторов окружающей среды в долине Нила тем, что в начале времен Солнце установило там единый хороший порядок взаимодействия всех богов. Но в будущем катастрофических нарушений этого порядка можно было избежать только регулярными жертвами. Для их выполнения Солнце фактически создало долину, населенную людьми. Поскольку богослужения совершались от имени царя, казалось, по словам А.О. Большакова, что его «роль во Вселенной перевешивала роль большинства богов, поскольку только он один хранит вселенную от катастрофы». Если Солнце считалось составителем «симфонии» долины, то царь был руководителем «оркестра» богов.

Благоприятная экологическая обстановка, рост экономического и культурного потенциала Египта служили несомненным доказательством эффективности богослужений, совершаемых правителями. Казалось, что, принимая дары от царя, боги всегда строго исполняли его ритуальные желания. В результате царь стал считаться не просто первосвященником, просящим милости у богов, но существом со сверхъестественным даром управлять богами с помощью ритуальных действий. Один из чиновников времен 6-го царского дома писал о своем правителе так: «.. власть царя Верхнего и Нижнего Египта Меренра — да будет он жить вечно! — величественнее, величественнее, могущественнее (силы) всех богов».

Поскольку бог солнца правил всем, подобный дар монархов мог означать только то, что король по своей природе также является солнцем. Единственная разница заключалась в том, что правитель имел власть над богами только в пределах, установленных ритуалами. Он еще не был полностью равен Солнцу и поэтому считался «Юным Солнцем».

Принципиальной разницы между административной, военной и священнической должностями не было. В стране, которая считалась вотчиной богов и возглавлялась сыном Солнца, все должности и обязанности каким-то образом были наполнены религиозным значением. Их считали не менее преданными, чем непосредственное участие в культе. И все ритуалы в государственных святилищах совершались от имени короля, и, согласно известному египтологу В. Эджертону, храмы богов были по сути «отделами королевской административной системы. Но священнические посты считались особенно удобными, потому что их нужно было выполнять только три раза в год, по одному месяцу за раз. Положения в храмах различных божеств занимали вельможи и их жены.

Оцените статью
Блог о древних цивилизациях