Интересные факты об Афинской школе искусства

РАФАЭЛЬ САНТИ

Рафаэлло Санти
Афинская школа
(«Философия»)
1509-1511
Фреска
Комната Сенятура, кабинет Папы

Афинская школа — великая работа Рафаэля.
Фреска воспевает силу разума, охватывающего весь мир

Кто есть кто на фреске «Афинская школа»

1 — Леонардо да Винчи в роли Платона и Аристотеля
2 — Пифагор
3 — Диоген Синопский
4 — Микеланджело в роли Гераклита
5 — автопортрет
6 — Эпикур
7 — Александр Македонский
8 — Сократ
9 — Евклид

На фреске «Афинская школа» не изображена реальная группа афинян — здесь не только афиняне (например, философы Парменид и его ученик Зенон не были афинянами) и не только современники, но и мыслители, жившие в в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэса, живший много веков спустя). Таким образом, «Афинская школа» представляет собой идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако, изображая этих выдающихся персонажей прошлого, Рафаэль передает им черты своих выдающихся современников.
Всего на фреске представлено более 50 фигур (многие из них не поддаются атрибуции, по некоторым нет единой точки зрения).
Версия сайта Онлайн-уроки

Бородатый, в коричневой тоге — Спевсипп, философ, внук Платона
— в голубой тоге — Менессен, философ, ученик Сократа
— в белой тоге — Ксенократ, философ, ученик Платона
— зеленовато-желтым — философ Сократ
— голубоватым — предположительно Александр Македонский, ученик Аристотеля
— с темным коротким головным убором — Ксенофонт, философ, ученик Сократа
— в шлеме — Алкивиад, вождь и политик, ученик Сократа
— с протянутой рукой — Эшин, философ, ученик Сократа
— розовым цветом — Критий, философ, оратор, писатель, дядя Платона
— без рубашки — Диагорас Мелосский, поэт по прозвищу «Атеист»
— рядом с Амуром — философ Зенон, ученик Парменида
— рядом с Зеноном — Навсифан, философ, последователь Демокрита, учитель Эпикура
— в короне — философ Демокрит (по другой версии — Эпикур)
— мальчик позади него — Диоген Лаэртий, историк философии
— в белом тюрбане — арабский философ Аверроэс
— лысый, в желтоватой мантии на переднем плане — Анаксимандр, философ, ученик Фалеса
— в белом халате, с книгой — Пифагор, философ и математик
— с длинными волосами — Анаксагор, философ, математик и астроном
— стоит в белом — Гипатия, математик, астроном и философ
— есть и держит книгу — философ Парменид
— сидящий, прислонившись к кубу — философ Гераклит
— лежит на ступеньках — философ Диоген
— сядьте на колени и встаньте согнувшись — ученики Евклида, герцог Федерико Гонзага изображены на 27 мб
— с компасом — Евклид, математик (по другой версии — Архимед)
— в белых одеждах с небесным глобусом — Зороастр, астроном и философ-мистик
— возвращается к зрителю с глобусом — Птолемей, астроном и географ
— в белой шапочке — Иль Содома, художник, друг Рафаэля (по другой версии — Перуджино, учитель Рафаэлло)
— в темной кепке — Рафаэль
— в темной тоге — философ Аркесилао (по другой версии — Плотин)
— прислонившись рукой к стене, — философ Пиррон
— на одной ноге – ?
— синим и розовым, потомок — Аристипп, философ, друг Сократа
— поднимается по ступенькам — философ Эпикур
— обратно, в розовом – ?
— с бородой, в желтоватом плаще — Теофраст, философ и ученый, ученик Платона и Аристотеля
— рядом с Теофрастом — Евдем, философ, ученик Аристотеля

В 1508 году по приглашению Папы Юлия II Рафаэль отправился в Рим. Папа поручает художнику расписать парадные залы (комнаты) Ватиканских дворцов. В зале Сенятура (1509-11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: теологию («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, мера, сила»), а также соответствующие основным композициям аллегорические, библейские и мифологические сюжеты на плафоне.
Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Его основная идея — возможность гармоничного согласования различных областей философии и науки — принадлежит к важнейшим идеям гуманистов. Древнегреческие философы и ученые собираются группами под сводами величественного здания.
В центре композиции — Платон и Аристотель, олицетворения древней мудрости и представители двух философских школ. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель протягивает руку к земле. Воин в шлеме — Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, демонстрируя что-то, складывает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор в окружении студентов занят решением математических задач. Мужчина в венке из виноградных листьев — Эпикур. Мужчина сидит в задумчивой позе, прислонившись к кубу — Микеланджело в образе Гераклита. Диоген сел на ступеньки лестницы. Справа Евклид, склонившись над столом, измеряет геометрический рисунок циркулем. Ступеньки лестницы символизируют этапы постижения истины. Рядом с Евклидом находятся Птолемей (держит в руках глобус) и, возможно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Чуть правее сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя фреска содержит более 50 фигур, чувство меры и ритма Рафаэля создает впечатление удивительной легкости и простора.

Художник поставил перед собой невероятно сложную задачу. И его гениальность проявилась уже в самом подходе к его решению. Он разделил философов на несколько отдельных групп. Некоторые исследуют два шара — Землю и небо — последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Остальные рядом стремятся решить геометрическую задачу. Напротив, одинокий мечтатель. Рядом с ним маститый мыслитель поправляет солидный фолиант под восхищенным взором одних и пристальным взглядом плагиатора, пытающегося на лету уловить чужую мысль. Из этих людей начинается молодой человек, еще не выбравший учителя, готовый искать истину. Сзади — Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.
Обращает на себя внимание фигура молодого человека в дальнем левом углу фрески. Быстро войдите в это собрание мудрецов, держа в руке свиток и книгу; складки его плаща и кудри на голове трепещут. Стоящий рядом указывает ему дорогу, и кто-то из окружения Сократа приветствует его. Возможно, именно так олицетворяется смелое новое мышление, которое вызовет новые споры, вдохновит на новые исследования…
Как нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, вдали от мирской суеты и суеты. Кто-то, проходя мимо, указывает на это, как бы спрашивая товарища: это удел настоящего философа? Но он обращает свое (и наше) внимание на две фигуры в центре композиции. Это седой Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог — спокойную дискуссию, в которой истина освобождается от оков догм и предрассудков. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель тянется к земле, к миру вокруг людей. В этом споре не может быть победителя, ведь человеку одинаково нужны и необъятный космос, и родная Земля, познание которой будет длиться вечно.
Несмотря на изолированность групп философов, картина вращается вокруг двух центральных фигур, явно рельефных на фоне неба. Их единство подчеркивается системой арочных сводов, последний из которых образует своего рода каркас, в котором находятся Платон и Аристотель.
Единство философий заключается в разнообразии индивидуальных школ и личных мнений. Так формируется великая симфония человеческого знания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, знание объединяет всех, кто искренне ему привержен… И не случайно, конечно, что на изображении присутствуют люди всех возрастов, в том числе и дети, и на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и также яркие улыбки.
В своих четырех великих произведениях Рафаэль показал четыре основы, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (справедливость).
Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль в возрасте до тридцати лет может создавать такие грандиозные фрески. Поражает величие самой идеи и умение выражать глубокие идеи (и, прежде всего, воплощать их в жизнь) в виде живописных композиций. А сколько для этого понадобилось эскизов и набросков! Трудно сомневаться, что над фресками работали коллективы художников. Но общая концепция, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мыслей великого мастера.

«Комната»
— комната в переводе с итальянского. Залы Рафаэля — это залы Ватикана, расписанные Рафаэлем и его учениками:
Комната огня в Борго (фреска «Fuoco in Borgo»)
Комната Сенятура
Комната Элиодоро (Комната Элиодоро)

Каждая стена этих комнат занята фресковой композицией, то есть в каждой комнате четыре фресковые композиции.
О зале Сенятуры и фресках «Платон и Аристотель», «Пифагор», «Евклид с учениками», «Гераклит». Описание и фото.

Сначала была расписана половина из трех комнат: «Stanza della Senyatura», названная так потому, что здесь заседал церковный суд, хранилась папская печать и подписывались указы. Папа Юлий решил отвести эту комнату под свой личный кабинет и библиотеку, что и определило сюжет росписи — четыре сферы духовной деятельности человека: богословие, философию, право и поэзию. На каждой стене комнаты (комнат) законченная фреска. Эти четыре фрески названы: первая — «Диспута» (изображает спор о Святом Причастии), вторая «Афинская школа», третья — состоит из нескольких меньших композиций, четвертая — «Парнас». На своде над каждой фреской есть аллегорическая фигура — символ каждого из этих действий, а в углах хранилища — небольшие композиции, тематически связанные с фресками. В этой статье мы подробно остановимся на фреске «Афинская школа» и ее фрагментах «Платон и Аристотель», «Пифагор», «Евклид с учениками», «Гераклит».

Рафаэль Санти «Афинская школа»

«Афинская школа», один из шедевров искусства эпохи Возрождения, была признана лучшей фресковой комнатой и величайшим произведением Рафаэля. Используя все средства живописи своего времени, Рафаэль преодолел трудности раскрашивания и наложения фресковой живописи, благодаря чему добился наиболее полного воздействия на зрителя. На фреске большой портик эпохи Возрождения. В Афинской школе, как и на других фресках вокзалов, Рафаэль создал композицию, построенную не по переднему краю, а в форме полукруга, на котором происходят события. В этой фреске художник объединил огромное количество фигур в гармоничную композицию, поэтому «Афинская школа» до сих пор считается высоким образцом героического жанра.

Фреска олицетворяет и прославляет Истину (Истину) и символизирует рациональный поиск истины философией и наукой. На нем изображены древние философы, идеи и произведения которых во многом сформировали духовный мир эпохи Возрождения. Это мудрые, уверенные в себе, волевые и достойные люди. Многие из них наделены чертами великих философов, художников и известных современников автора. По замыслу Рафаэля, согласно идеям неоплатонизма, это сходство должно было символизировать взаимосвязь между античной философией и новым богословием. Художник блестяще справился с задачей распределить на фреске более 50 персонажей, каждый из которых наделен индивидуальностью.

Рафаэль Санти «Платон и Аристотель»

Не все фигуры на фреске можно идентифицировать с абсолютной уверенностью, но великих греческих философов Платона (427 — 347 до н.э.) и его ученика Аристотеля (384 — 322 до н.э.) легко узнать по названиям книг, которые они держат. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) указывает на небо рукой, а рука Аристотеля (в синем плаще) обращена раскрытой ладонью к Земле. В этих жестах сосредоточены и философские идеи: абстрактные у Платона (его мир идей — на небесах) и более практические и обоснованные у Аристотеля (его мир идей связан с земным опытом). Фигуры Платона и Аристотеля значительно больше и выше соседних фигур. Но это не нарушение логики построения перспективы, это прием выделения центральных персонажей, когда низкие фигуры изображаются рядом с высокими фигурами (Платон и Аристотель). Фигуры Платона и Аристотеля со всех сторон окружены группами философов и ученых разных школ и их учениками. В верхнем левом углу Платона изображен Сократ. Он пальцами перечисляет убедительные аргументы своего учения, вызывая восторг и изумление у учеников и людей вокруг него. Самый внимательный из слушателей — молодой воин Алкивиад в шлеме и полном доспехах. Внизу Эпикур в венке, советующий радоваться жизни, и Зенон, философ противоположных взглядов, а рядом фигура Пифагора.

Рафаэль Санти «Пифагор»

В своих работах Пифагор (около 580 — 500 гг. До н.э.) пытался связать математику и музыку. На планшете в его руках выгравированы математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, которая должна была стать ключом к пониманию гармонии мира. Платон использовал эти формулы для расчета гармонических пропорций души. Эта идея подробно описана Платоном в трактате «Тиней», с которым она изображена на фреске.

Рафаэль Санти «Евклид с учениками»

Внизу справа лысый математик Евклид (с чертами Браманте) показывает рисунки своих учеников, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Художник поставил золотыми буквами свою подпись на тунике Евклида на шее: «РВСМ» («Рафаэль Урбинского с рукой»). В группе рядом с ним Рафаэль изобразил себя в черной шапочке в образе древнегреческого живописца Апеллеса.

«Афинская школа» (Рафаэль). Описание

Всего на картине изображено более пятидесяти фигур. В центре фрески — Аристотель и Платон. Они передают мудрость древних времен и представляют две школы мысли. Платон указывает пальцем на небо, а Аристотель протягивает руку к земле. Воин в шлеме — Александр Македонский. Слушайте внимательно великого Сократа и складывайте пальцы в руки, рассказывая что-то необычное. Слева, возле лестницы, ученики окружили Пифагора, занятого решением математических вопросов. «Афинская школа» нашла место и для Эпикура, которого Рафаэль изобразил в гирлянде из виноградных листьев.

Для изображения Микеланджело художник выбрал образ Гераклита и изобразил его как человека, который, прислонившись к кубу, сидит в задумчивой позе. Диоген сидит на лестнице. Справа от него Евклид, измеряющий что-то на геометрическом рисунке с помощью компаса. Ступени лестницы — это этапы, на которых происходит овладение истиной. Компания Евклида состояла из Птолемея (державшего в руках земной шар) и Зороастра (державшего небесный шар). Справа от них — фигура самого Рафаэля, смотрящего на публику.

Интересные факты про «Афинскую школу»

Залы Ватикана расписывал гений Рафаэль десять лет — с 1508 по 1518 год. Сам Санти занимался этой работой всего четыре года (1508-1512). В остальное время картину выполняли ученики мастера под его руководством. Случайное, но очень интересное совпадение: Рафаэль четыре года работал над Станце и в те же годы работал над Сикстинской капеллой Микеланджело.

Название знаменитой фрески не принадлежит Рафаэлю. Исторические источники говорят, что вначале картина называлась «Философия». «Афинская школа» — название, не полностью соответствующее тому, что изображено на полотне. На фото, кроме философов Афин, много людей, которые ни разу в жизни не были в этом городе. Кроме того, на фреске изображены представители разных эпох, которые жили в разных странах и поэтому не имели возможности встречаться одновременно.

образ афинской школы

Величайшая из фресок

Альтернативные названия картины:

  • Философия

Характеристики:

  • Форма искусства: Фреска
  • Стиль: ренессанс, ренессанс
  • Техника: Фреска
  • Дата создания: 1511
  • Размер: 500 * 772 см
  • Музей: Зал Сенятуры, Ватикан, Рим

Биография Рафаэля Санти

Другие работы художника

Галатея

Рафаэль написал эту фреску как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из самых богатых людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля были выполнены его учениками, но «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль намеревался использовать для украшения лоджии и которые никогда не раскрашивались.

Освобождение Святого Петра

Станца д’Элиодоро была второй комнатой папских залов Ватиканского дворца, спроектированной Рафаэлем. Он начал строительство в 1512 году и, по-видимому, завершил его через два года. Основные темы картины связаны с историческими или легендарными событиями, связанными с папой Юлием II. Сюжет об освобождении апостола Петра из темницы тоже очень подходил Юлию.

Обручение Девы Марии

Это первая из тщательно датированных и хорошо сохранившихся работ Рафаэля. Картина была заказана одной из самых богатых семей Читы ди Кастелло — Альбициной — для их часовни в церкви Сан-Франческо. Сюжет картины взят из средневековой легенды, согласно которой несколько женихов требовали руки Девы Марии. Присутствовавший среди них Иосиф был выбран благодаря магическому знаку: его жезл расцвел прямо в его руках.

Биография художника

Проблема номер два: современные термины при описании эпохи Высокого Возрождения

Авторы, описывая первое произведение Рафаэля, созданное от имени Папы Юлия II, используют термин «паблик-арт», который, несомненно, подходит для описания произведений Рафаэля с точки зрения современного человека.

Этот термин («паблик-арт» или «паблик-арт») относится к произведениям искусства, которые были созданы специально для размещения и демонстрации в общественном месте, которое сегодня является общественной квартирой Папы.

Однако использование понятия «паблик-арт» вызывает споры, когда речь идет о строфах. Хотя бы потому, что они проектировались как личные покои Папы, а в те времена почти не было свободного доступа во все четыре комнаты.

Например, комната Сенятуры, в которой была написана фреска, должна была использоваться как папский кабинет и библиотека на неполный рабочий день. Личное.

Даже если у них в Ватикане странная концепция личного пространства.

Тонкому обряду прикосновения к гениталиям понтифика около тысячи лет. Это обязательно происходит за несколько дней до интронизации. В присутствии двух десятков ближайших кардиналов новый папа сидит в специальном кресле с отверстием в центре. Дьякон или один из кардиналов залезает под сиденье и проверяет наличие мужской натуры под папской рясой. Убедившись, он дважды кричит слово «яйцеклетка» — «яйцо». Высшие сановники повторяют это и одобрительно аплодируют, отсюда, среди прочего, слово «овация». 16

Вообще, возвращаясь к нашей теме, история термина «паблик-арт» в его современном понимании начинается в США уже во времена Великой депрессии. Приходится описывать работы, созданные много веков назад. Кроме того, описание должно быть четким и понятным, без пролистывания дополнительных примечаний.

Говорить «общественная работа» — неправильно. «Общественный проект» — автор. Следовательно, мы отклоняемся от дословного перевода и получаем следующее: «Браманте, доверенный архитектор Папы, доверил Рафаэлю роспись новой штаб-квартиры. Это была первая работа художника для парадных покоев во дворцах Ватикана».

Другие персонажи

Несмотря на то, что «Афинская школа» — это фреска, на которой изображено более 50 персонажей, чувствуется легкость и широта, характерные для пути Санти. Помимо фигур, описанных выше, на полотне также представлены такие публичные персонажи, как Спекусиппо (философ, изображенный с бородой и коричневой тогой), Менезена (философ, одетый в синюю тогу), Ксенократ (философ в белой тоге-тоге). Есть еще Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом платье), Диагора Мелосского — поэт с обнаженным торсом и другие исторические личности.

фреска афинской школы

Как и все шедевры мирового искусства, «Афинская школа» знакомит публику с парочкой неизвестных персонажей. Поэтому никто не знает, кто изображен на фреске на одной ноге, а у кого спина в розовых одеждах. А вот возлюбленную артистки узнать несложно: она олицетворяет Гипатию.

Оцените статью
Блог о древних цивилизациях