Искусство Древнего Египта: кратко об архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и театре

Виды и жанры искусства

Важное место в искусстве древних египтян отводилось Нилу. Это связано с тем, что река играла ключевую роль в жизни государства. Его разливы повлияли на способность заниматься сельским хозяйством, выращиванием урожая и, как следствие, на уровень благосостояния. Вернувшись в русло реки, воды Нила оставили на земле слой плодородного ила, что способствовало процветанию сельского хозяйства. Этот факт оказал большое влияние на культуру, мифологию, искусство и религию древнеегипетского государства.

Важное место в искусстве древних египтян отводилось Нилу

Нил фигурировал и как источник жизни (в конце концов, от него зависело плодородие земли), и как своего рода граница между миром живых и царством мертвых (в конце концов, город с жилищами для на одном из берегов реки жили люди, а на другом, в засушливых районах, были кладбища и некрополи).

В искусстве Древнего Египта большое значение придавалось культу солнца. Изображения светильника обильны на многочисленных фресках. И даже абсолютный монарх — фараон — считался сыном Солнца.

Принципы древнеегипетского искусства начали формироваться в начале царства (3000-2800 до н.э.). Они стали основой культуры государства на тысячелетия. Также сформировалась своего рода оценка: иерархия видов искусства.

Интересные факты

  • Самая ранняя сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальной гробнице 4 000 г до н.э., расположенной в Гераконполе. На нем изображены люди и животные.
  • Древние египтяне писали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая — из известняка, зеленая — из малахита, красная — из охры, синяя — из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника реальности. Роспись гробниц заверила мертвых, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. Кроме того, их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую осторожность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные древнеегипетской живописи, далеко не все секреты этого искусства раскрыты. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры, ученым придется потрудиться более века.

Период додинастический

Значительную роль в этот период сыграло прикладное искусство. В те времена все делали из алебастра, гранита, хрусталя, мрамора, горного диорита. Разнообразие форм поражало: овальные, круглые, продолговатые и другие формы каменных ваз. Отличительной особенностью было то, что между ручками для переноски и возможностью подвешивания корабля была натянута веревка. На носу корабля имелся дискообразный обод. Впоследствии этому поспособствует пример создания пирамид.
В этот период появились ремесла — доисторическая керамика. Это была первая старинная продукция, сделанная из глиняных сосудов в форме страусиного яйца. Кроме того, сначала он имел белую, а затем красную окраску. Сначала рисунок не наносили, но через некоторое время стали использовать рисунки, сначала в виде плетения, а затем орнаменты геометрической формы.
Для обряда поклонения были нанесены татуировки, а для этого были созданы специальные плитки, с помощью которых смешивались краски. Со временем их стали увеличивать и тиснить на изразцах, которые в наше время рассказывают историю культуры того века.

Царство раннее

В этот период появились фараоны и стало организовываться первое государство. Они начали использовать инструменты из металла, камня и дерева. Керамика изготавливалась вручную.
Самым важным развитием человечества в то время было появление иероглифической письменности, которая позже повлияла на ход истории. Позже стало развиваться изобразительное и изобразительное искусство. Часть из которых сохранилась до наших дней.
Активно началось возведение домов фараонов и первых храмов для поклонения. Позже это привело к созданию гробниц.

Особенности культуры

известно, что культура Древнего Египта — одна из самых ранних. В конце IV в. До н.э уже появилась древнеегипетская письменность. Основным типом письма были иероглифы, которые наносились на камень или папирус (изготовленный из одноименного растения).

Древняя египетская культура находилась под сильным влиянием религии. Единого верования не было, в разных местах поклонялись определенному божеству, признавая существование других.

Отношение египтян к потустороннему миру было специфическим. Они считали, что человека нужно обеспечить всем необходимым, войдя в загробную жизнь. Также был особый символ Анкх, означающий вечную жизнь. На земле это был сильный талисман, а затем — ключ к царству мертвых (бессмертие).

именно благодаря особенностям погребального культа (оснащение гробниц предметами быта, драгоценностями, надписями, рисунками, статуями) сохранилось большое количество свидетельств развития древнеегипетской культуры и искусства.

Египетский символ анкх
Египетский символ Анх.

Верования египтян и их отражение в искусстве.

Древние египтяне, как и многие люди в древности и в наше время, считали, что у человека есть душа, покидающая его тело после смерти. Они считали, что душа после смерти летает между двумя мирами: земным и потусторонним. Чтобы душа могла свободно покинуть гробницу и затем вернуться в нее, в стене надземной части гробницы был устроен символический выход в виде слегка утопленной ниши.
Среди египетских амулетов было распространено изображение скарабея. Древние египтяне считали, что скарабей обладает животворной силой. Это был символ вечной жизни. Жук, катящий шар, — символ движения солнечного диска по небу.

Прежде всего, искусство Древнего Египта отражало заботу древних египтян о вечной жизни и о потустороннем мире. Это гробницы, саркофаги, погребальные и ритуальные статуи.
Древние египтяне считали, что для безопасного существования духовного человека в загробной жизни необходима безопасность его «материальной оболочки». Отсюда и капитальные каменные сооружения — гробницы и появление портретных изваяний усопшего и его приближенных (зам. Мумии).
Многое было сделано для вечной блаженной жизни в загробной жизни.
Скульптурная модель египетского военного отряда.
Скульптурная модель египетского военного отряда.

Макет загородного дома знатного Мекетра из его гробницы близ Фив. Фрагмент. Подсчет стада. Среднее царство, 11 династия.
Еще одна важная составляющая египетского искусства — культ фараона — правителя Египта, равного Богу, что было необходимо для укрепления могущества и единства государства. В искусстве культ фараона отразился в грандиозной монументальности архитектуры и в создании многочисленных статуй, колоссов, сфинксов, рельефов и картин.
Основные характеристики (характеристики) искусства Древнего Египта
Египетская цивилизация была создателем:
— великолепная монументальная каменная архитектура
— скульптурный портрет, отличающийся реалистической достоверностью
— замечательные изделия художественного мастерства.
1. Монументальность каменного зодчества.

2. Реализм и правдивость скульптурных портретов сочетаются с обобщением и стилизацией.

3. Яркой чертой древнеегипетского искусства была приверженность традициям в искусстве и соблюдение определенных канонов.
Причина этого заключалась в том, что подавляющее большинство памятников древнеегипетского искусства имело религиозное и культовое назначение. Поэтому создатели этих памятников были обязаны соблюдать установленные каноны.
4. Канонизация простейших приемов визуализации. Произошло это из-за того, что религиозные воззрения египтян придавали сакральный смысл художественному аспекту самых ранних, древнейших памятников египетского искусства.
В искусстве Древнего Египта сохраняется ряд условностей, восходящих к первобытному искусству и ставших каноническими:
— изображение предметов и животных, которые не невидимы ни для зрителя, ни для художника, но которые обязательно могут присутствовать в этой сцене (например, рыбы и крокодилы под водой).
— изображение объекта с использованием схематического списка его частей (листва дерева в виде набора условно расположенных листьев или оперение птицы в виде отдельных перьев);
— совмещение в одной сцене изображений предметов, сделанных с разных ракурсов. Например, птица изображалась в профиль с высоким хвостом;

Сочетание разных углов было использовано и при изображении человеческой фигуры:
— голова в профиль,
— лицом к лицу,
— плечи впереди,
— руки и ноги — в профиль.

5. Еще одна особенность древнеегипетского стиля — геометрические формы, подчеркнутые в архитектуре и скульптуре.
Таким образом египтяне получили обобщение или стилизацию, требуемую каноном. Есть предположения, что геометризация и особая пропорциональность были обусловлены работой древних египтян в основном с камнем, а не с глиной, как это было, например, в Месопотамии.

В Древнем Египте скульптора звали «сан», что означает «создавать жизнь». Воссоздавая образ умершего, он словно воссоздал двойника на случай, если мумия разложится…
Египетское искусство было воссоздано во славу королей и представления о царской божественности (фараоне). Важно, что он был задуман не как источник эстетического удовольствия, а прежде всего как выражение в ярких формах и образах этих самых идей и той силы, которой наделил фараон — «добрый бог», по его словам официальное название.

Искусство середины Нового царства Время правления Аменхотепа IV (Эхнатона)

— Амарнский период первой половины четырнадцатого века до нашей эры.

Выразительное искусство

Активно развивалось и древнеегипетское искусство:

  • Архитектура: масштабная, но довольно однообразная; использовали пирамиды, пилоны (усеченные пирамидальные башни), колонны для строительства гробниц, дворцов, храмов; стены зданий украшали иероглифами и символическими изображениями;
  • Литература: представлена ​​в основном религиозными и похоронными песнопениями, текстами, стихами, биографиями; добавлены повествовательные произведения в Поднебесной;
  • Музыка: основные инструменты — арфа, флейта; позже бубны, лиры, добавлены барабаны; были профессиональные музыканты;
  • Театр: спектакли были массовыми, были представлены религиозные сцены, загадки борьбы добра и зла.

Заключение

Царство древнее

Этот период был завершающим этапом египетской культуры. В нем активно развивались земледелие и ремесла. Из-за засушливого климата были разработаны и построены оросительные каналы.
Благодаря усилиям влияния фараонов египтяне того периода почитали их как живых божеств. И с растущим влиянием развивалась концепция загробной жизни. В этот период были созданы первые пирамиды (гробницы). Во время строительства считалось, что мертвым нужны те же потребности, что и живым. Поэтому возле гробниц строились храмы, дворцы и другие постройки.
Изюминкой древнего королевства была не что иное, как статуя Сфинкса. Это исключительная статуя: человеческое лицо с телом льва, сделанное из известняка. По этой причине тело частично окружено ландшафтом. Специально расположенный на востоке, он показывает направление к восходу солнца.

Новое царство

OK. 1600 — 11 век до нашей эры.
После раскола Среднего царства объединенный Египет с новой силой восстал против Нового царства. Это период максимального процветания, торжества египетской мощи. Царь тогдашнего могущественного государства Митанни засвидетельствовал, что в государстве фараона «золото подобно праху».
Конструкция еще раз направлена ​​на подтверждение божественной природы царской власти. Но вместо пирамид сейчас возводятся храмы.
Гробницы фараонов строятся в так называемой «Долине царей» — Дейр-эль-Бахри перед Фивами.

Примером мемориального храма в форме полускалы является храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

Храм царицы Хатшепсут. OK. 1500 г до н.э. Архитектор Сенмут.
Все части храма расположены по горизонтальной оси. Три террасы возвышаются одна над другой. Чередующиеся горизонтальные линии представляют бесконечность или вечность. На террасах ставили пруды, густо засаженные деревьями. Залы храма высечены в скале.

Архитектор Сенмут (Сененмут, фаворит королевы) с дочерью Хатшепсут, маленькой Нефрурой.

Дейр-эль-Бахри. Храм Хатшепсут.
Залы храма были украшены великолепными картинами и скульптурами, изображающими экспедиции в далекие страны.
Хатшепсут. Новое королевство.
Хатшепсут. Новое королевство.
Как и сами храмы, все перед ними дышало торжественностью и величием: аллеи сфинксов, гигантские статуи фараонов — колоссов.
Гигантомания характерна для многих памятников эпохи Нового царства.

Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Рамзес II — один из самых могущественных фараонов Нового царства.

Храм Рамзеса.
Статуи фараона у входа в храм поражают своими размерами — 20 метров в высоту. Храм посвящен фараону и трем божествам: Амону, Ра и Птаху.
Голова Колосса Рамсеса II
Голова колосса Рамсеса II в Абу-Симбеле
Величайшие постройки Нового Королевства — храмы Карнака и Луксора.

Карнакский храм
Архитектор Инени. Посвящается верховному богу — Амону. Его строили несколько веков, от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Каждый фараон пытался увековечить здесь свое имя.
Храм представлял собой вытянутый прямоугольник, окруженный высокой массивной стеной.

Карнак. Пол. 1. Аллея Сфинксов. XII век до нашей эры Н.С. 2. Большой двор с храмами фараонов Сети II и Рамзеса III. 3. Гипостильный зал. 15-13 вв. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. 4. Двор. 5. Основная часть храма бога Амона-Ра (16-12 вв. До н.э.) с руинами храма Среднего царства и храма фараона Тутмеса III. 6. Храм бога Хонсу. XII век до нашей эры Н.С. Пилоны обозначены римскими цифрами.
Храм состоял из комплекса построек, расположенных по продольной оси храма: от Нила к храму шла дорога — аллея сфинксов.

Виале делле Сфинги начинается от древнего пирса на берегу Нила и ведет к первому пилону. Аллея была создана при Рамзесе II (19 династия, Новое царство). Сфинксы с телом льва и головой барана. Баран — священное животное бога Амона.
Во время правления фараона Нектанеба I (30-я династия, Птолемей, поздний период) трехкилометровая дорога, соединяющая храмы Луксора и Карнака, была украшена каменными изваяниями сфинксов. Часть аллеи, которая начиналась в Карнаке, состояла из сфинксов с телом льва и головой барана; от Луксорского храма шла аллея, в которой у сфинксов были человеческие головы.
Вход в храм называется пилонами. Перед ними обычно воздвигались гигантские статуи фараона и позолоченные обелиски.
За пилоном следовало несколько дворов, сменяющих друг друга: двор, окруженный колоннадой — перистилем. В центре двора был установлен жертвенный камень.
зал, полный колонн
Потом был зал, полностью заполненный колоннами — гипостиль (гипостиль).
Фараон Рамзес II построил в Карнаке гигантский гипостильный двор (зал).
Его S составляет 5000 м².
Считает ок. 134 столбца в 16 рядов.
Центральная H — 23 м.
Капиталы каждой из них вмещали 100 человек.
Здесь, в сумерках, обладавшие особой силой ощутили величие и непостижимость божественного начала фараона, создавшего этот храм.
За дворовыми залами, в глубине храма, находилась часовня, состоящая из нескольких комнат. Его центром был зал, где на жертвенном камне стояла священная лодка со статуей главного бога — Амона.
В состав храма входило несколько служебных помещений.
На территории храма обязательно устраивались священные пруды.

Карнак. Один из священных прудов.
Луксорский храм
Чуть меньше карнака, но гармония и четкость скрасят «лишнее». Он также посвящен богу солнца Амон-Ра. Расположен на правом берегу Нила, в южной части Фив, в современном городе Луксор.
Он был соединен с Карнаком переулком, вымощенным сфинксами.
Самая старая часть была основана при Аменофи III. Рамзес Великий добавил северный перистиль и пилон.

Луксор. Аллея Сфинксов и пилонов. У северного входа в Луксорский храм есть четыре гиганта и два обелиска, один из которых был перенесен в 1830-х годах в Париж, на площадь Согласия.

Луксор. Колонный зал Аменхотепа III ночью

Луксор. Аллея сфинксов и пилонов ночью
Аменхотеп III был одним из величайших фараонов-строителей, которых когда-либо знал Египет. Рядом с руинами его погребального храма в прошлом веке была раскопана аллея сфинксов, вырезанных из розового асуанского гранита.
Двое из них сейчас стоят на Университетской набережной в Санкт-Петербурге напротив Академии художеств.

Луксор. Рамессеум — гипостильный зал, построенный Рамзесом Великим. Стройность колонн неизгладимо впечатляют капители в виде раскрытых метелок и бутонов папируса.

Изобразительное искусство

Если коротко говорить об изобразительном искусстве Древнего Египта, то оно было представлено следующими видами:

  • Живопись — картины яркие, поверхность под роспись предварительно обработана (мел, известняк), сверху покрыта лаком; картины в основном предназначались для облегчения загробной жизни человека, изображая переход в потусторонний мир; использованы простые линии и плоские проекции фигур;
  • Скульптура — строго соблюдались нормы, устанавливались четкие правила передачи изображений божеств и фараонов, использовались цельные каменные блоки, небольшие деревянные фигурки могли передавать образ простых египтян;
  • Прикладные искусства и ремесла: активно развивалось ювелирное направление (золоту придали различные формы, они могли менять свой цвет, украшения дополнялись цветным стеклом и поделочными камнями, современные драгоценные камни не использовались); был создан стекловидный материал (фаянс), из которого изготавливали керамику и украшения.

Скульптуры Древнего Египта
Древнеегипетские скульптуры.

Маштабы и пирамиды

Важную роль в культуре Древнего Египта играла архитектура, связанная с ритуальными и погребальными мероприятиями. Во многом причина известности этого культурного направления — удивительные размеры объектов, которые возводили древние египтяне. Явно доминирующим принципом в этой области была монументальность, которая символизировала величие фараона и незыблемость государственного строя.

Доминирующей формой ритуальной архитектуры было усеченное пирамидальное сооружение. Эта конструкция получила название мастаба. Это могила с погребальной камерой, расположенной глубоко под землей. Позже, с наступлением периода Древнего Царства, появилась еще одна, более известная архитектурная форма.

Пирамида Имхотепа в Саккаре

Самое первое архитектурное сооружение в форме пирамиды было построено архитектором Имхотепом в Саккаре. Пирамида предназначалась для фараона Джосера, который был основателем династии. Конструкция состояла из 6 уложенных друг на друга мастаб, размер которых уменьшался снизу вверх.

Пирамида Джосера отличалась от традиционной мастабы одной особенностью: ее элементы были сложены из блоков каменного известняка. Основание здания представляет собой прямоугольник размером 140×118 м, а высота пирамиды составляет примерно 60 м. В истории древнеегипетской архитектуры эта пирамида стала первым гигантским архитектурным сооружением.

По замыслу пирамида Джосера представляет собой огромный комплекс ритуальных погребальных сооружений. Он включает в себя ряд помещений:

  • гробницы;
  • святилища;
  • часовни;
  • заупокойный храм.

Снаружи весь комплекс был окружен двухкилометровой стеной, а внутри пирамиды находилась погребальная камера, в которой находился, как саркофаг фараона. Были и другие комнаты, соединенные коридорами, напоминающими лабиринт.

Возведение самой первой пирамиды положило начало возникновению в Саккаре масштабного некрополя. Во времена правления 3-й, 4-й, 5-й и 6-й династий египетские правители воздвигли здесь пирамиды, а рядом с ними знать — величественные мастабы.

По мере укрепления позиций знати мастаба и социальной элиты настоящие ритуальные дворцы постепенно превращались в настоящие ритуальные дворцы с множеством комнат, предназначенных для совершения различных ритуалов. При взгляде со значительного расстояния группа таких ритуальных построек выглядит своеобразным и необычным архитектурным ансамблем.

Со временем конфигурация пирамидальной архитектурной формы несколько изменилась и улучшилась.

Это выразилось в приобретении конструкциями следующих характеристик:

  • стены выровнены;
  • края стали острее.

Геометрическая точность пирамид

В результате конструкции приобрели все большую геометрическую точность. Самые большие пирамиды Древнего Египта были возведены во времена правления 4-й династии фараонами Хафреном, Хеопсом и Микерином. Они были построены на западном берегу Нила в Гизе. Эти конструкции имеют квадратное основание, их грани представляют собой равнобедренные треугольники.

В верхней части граней пирамиды Хефрена сохранилась облицовка из сглаженных до идеально гладких плит плит белого известняка. Это позволило ученым предположить, что когда-то ко всем этим структурам подходили одинаково.

Самый крупный представитель древнеегипетской архитектуры — пирамида Хеопса. Сооружение поистине грандиозное: сторона основания 230 м, высота 147 м. Пирамида построена из огромных блоков золотистого известняка весом от 2 до 30 тонн, расположенных таким образом, что промежуток между ними составляет не более полумиллиметра. Эти валуны удерживаются на месте своей собственной массой. По словам Геродота, на строительство этого сооружения ушло 30 лет. Вход в погребальное сооружение находится с северной стороны пирамиды.

Живопись Среднего царства

Он будет посвящен периоду с 22 по 18 век до нашей эры. В эту эпоху настенная живопись показывает структуру и порядок, которые отсутствовали в эпоху Старого Царства. Особое место занимает раскрашенный разноцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно наблюдать замысловатые сцены, характеризующиеся большей динамичностью, чем в предыдущие эпохи. Далее внимание уделяется созерцанию природы. Картины все чаще украшают растительным орнаментом. Основное внимание уделяется не только правящему классу, но и египетским муниципалитетам, например, вы можете увидеть фермеров за работой. В то же время неотъемлемыми характеристиками картины являются совершенный порядок и четкость изображенного.

Пример

Прежде всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы полутонами. Не менее впечатляют росписи гробниц Фив.

Среднее царство

21-18 век до нашей эры.
С 23 по 21 век после войны, упадка идеи божественной силы фараона, страна рухнула. Это повлияло на развитие индивидуализма в искусстве.
Индивидуализм проявился в том, что о собственном бессмертии стал заботиться каждый — не только фараон и знатная знать, но и простой народ. Культ мертвых сильно упростился. Гробницы типа мастаба стали ненужной роскошью. Для обеспечения вечной жизни хватало стелы — каменной плиты, на которой писались магические тексты.
Фараоны продолжали строить гробницы пирамидальной формы, но их размер значительно уменьшился. Материалом для строительства были уже не каменные блоки, а грубый кирпич, поэтому теперь пирамиды превратились в груды руин.
С началом новой фазы централизации власти в Поднебесной строительство снова активизировалось.
Наряду с пирамидами появился новый тип погребальных сооружений — полукаменный храм. Он сочетал в себе традиционную форму пирамиды и скальной гробницы.
Заупокойный храм фараона Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри
Заупокойный храм фараона Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри (Долина царей). Поднебесная.

Скульптуры людей

Скульптуры людей

Этот вид искусства играл важную роль в культуре Древнего Египта. Объяснялось это необходимостью обязательного присутствия статуй во время религиозных обрядов. Статуе, изображающей умершего, отведена функция вместилища его души. Его присутствие в гробнице было строго необходимо, так как оно давало умершим вечную жизнь. Предполагалось, что душа умершего, входя в статую, могла соблюдать различные церемонии и участвовать в ритуалах, которые этого требовали.

Статуи построены с учетом некоторых правил скульптурного искусства.

После того, как они были установлены, они не менялись с течением времени:

  • независимо от размера скульптуру нужно было рассматривать только спереди (спереди;
  • четко выражена симметрия вокруг центральной оси.

Скульптуры в Древнем Египте

Изготовление скульптур традиционно начиналось с вырезания из камня геометрически правильных призм. На лицевой стороне были сделаны вывески, элементы которых соответствовали будущему образу. Для скульптурного изображения представителей знати и людей с божественным статусом действовали некоторые каноны. Такие статуи должны были олицетворять величие, торжественность и монументальность.

Знатные люди и правители должны были быть представлены исключительно в сидячем или стоячем положении. В статуе, изображающей сидящего правителя, тело должно было образовывать прямой угол с бедрами, а руки должны были покоиться на груди или сложены в бедрах. Ноги изображались стоящими на полу, босые ступни были параллельны друг другу. Статуя должна быть симметричной относительно центральной оси.

Фараон, изображенный стоящим, имеет полностью прямой и симметричный торс. Руки вытянуты вдоль корпуса, кисти сжаты в кулаки. Часто одну ногу ставили перед другой, как будто правитель делал шаг вперед.

Найденные исследователями древнеегипетские скульптуры отличаются реалистичностью. В частности, статуя писца, найденная в одной из гробниц Саккары, очень достоверно передает позу сосредоточенного человека, сидящего на свитке папируса, развернутого у него на коленях, и поднятого над ним пера.

Оцените статью
Блог о древних цивилизациях