Эпоха эллинизма в древней Греции — что это такое?

Что такое эллинизм?

Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, начало которого восходит к смерти Александра Македонского (323 г до н.э.) и заканчивается установлением римского владычества на греческих территориях после падения Египта. Эллинистический, которым правили Птолемеи (30 г до н.э.). Этот термин впервые был использован для обозначения правильного использования греческого языка, особенно не греками. Однако после выхода в свет работы «История эллинизма», автором которой был Иоганн Густав Дройсен, эта концепция появилась в исторической науке.

гравюра - эллинизм в Древней Греции

Особенностью эллинистического периода является широкое распространение греческого языка и культуры среди населения, вошедшего в государство диадохов, образовавшееся после смерти македонца на завоеванных им территориях. Эллинизм также предполагал взаимопроникновение греческой культуры с Востоком, в основном персидской культурой, а также формирование классического рабства.

В начале эллинистической эпохи политическая организация полиса сменилась наследственными эллинистическими монархиями, центры культуры и экономической деятельности переместились из Греции в Египет и Африку.

Эллинизм после смерти македонцев

Из хронологии

Эллинистическая эпоха длилась три века. Но отметим, что вопрос периодизации все еще обсуждается. Некоторые историки считают, что это началось в 334 году, когда началась кампания Александра Македонского.

В основном, различают три периода:

  • Ранний эллинизм — когда была создана империя Александра Македонского, она распалась и образовались эллинистические государства (336 (или 334) — 280 г до н.э);
  • «Классический эллинизм» — период политического равновесия в мире эллинизма (около 280–220 гг. До н.э);
  • Поздний эллинизм — установление римской гегемонии в мире эллинизма (около 220-30 гг. До н.э).

Период до эллинизма иногда называют доэллинизмом.

скульптуры греческой эпохи в эпоху эллинизма

Что такое эллинизм?
Эллинизм — период в истории Средиземноморья
Как проявился эллинизм? Во всех сферах человеческой жизни, от политики до культуры, на какие периоды делится эллинизм? — Начало (336 (или 334) — 280 г до н.э);
— «Классический» (ок. 280–220 гг. До н.э);
— Поздно (около 220-30 гг. До н.э).

Какова была жизнь в эллинистическую эпоху

По сути, эллинистическую культуру следует понимать как греческую. Для него характерны красота, разнообразие и комфорт, стремление к этому. Эллинистические дома демонстрируют это стремление к безупречной элегантности. Это более художественные постройки с окнами и балконами, выходящими наружу. Бедные дома тоже украшены фресками. Город все больше соответствовал современным представлениям, где есть прямые дороги, канализационные системы, некоторые из которых работают до сих пор.

эллинистическая архитектура

Для эллинистической культуры характерно просвещение, что явилось предпосылкой для того, чтобы эллины стали по-настоящему образованными. Пожертвования учебным заведениям были благородным делом, особой заслугой. Возводились храмы, каменные театры, ипподромы, павильоны, бассейны, виллы. Они были элегантно интегрированы в архитектурный контекст города и наполнены бдительным обществом, которое отмечало величие каждого здания административного или культурного назначения. Сами дома тоже приобрели более художественный вид, в них были окна и балконы. Фресками запрограммировали комнаты, мебель стала богаче, комнаты дополнились колоннами в коринфском стиле.

Горожане, ищущие комфорта, также стремились привнести природу в городскую среду, сгладить сухое сияние города и создать сад, который позже стал неотъемлемой частью всех эллинистических дворцов, например, дворцового квартала Александрии и парка Дафны в Антиохии. Более широкие тенденции проявились в том, что даже малообеспеченные граждане приносили в свои дома сады, а если не хватало места, то держали их на крышах. Примерно в это время в городских садах стали появляться скамейки, скульптуры и множество цветов. Греки были поражены восточным богатством разновидностей растений и начали их импортировать из-за растущего интереса к ботанике.

театр в эпоху эллинизма

Для эллинизма также была важна изысканная красота внешности: еще до начала своего похода на Восток Александр Великий был первым государственным деятелем, который побрил лицо. Именно он ввел в моду так называемую «македонскую армию». Со временем бритье распространилось в эллинистическом обществе. Бородатые мужчины были философами. По бородам было видно, к какой школе они принадлежали.

Стремление к элегантности повлияло на конструктивное мышление компании. Он заинтересовался ценностями и идеалами. Это также повлияло на характер войн, которые со временем потерялись в римской интерпретации ожесточенных сражений. Общество начало просыпаться: люди стали больше беспокоиться об отношении и поведении. Это способствовало появлению более гармоничного мира, в котором люди обменивались интересами. Ежедневная скука порождает инновации, разрушающие стереотипы.

Пути распространения эллинистической культуры

Для проникновения эллинистической культуры в местные традиции использовалась система образования и привлекательность греческого образа жизни.

Во всех восточных городах-полюсах открывались спортивные залы, строились ипподромы и стадионы, работали театры.

Тренажерный зал — это учебное заведение, которое могут посещать мужчины от 18 лет. Там они общались с философами, обменивались мнениями, занимались спортом. Палестра — спортивная школа для детей от 12 до 16 лет.

Работу школ контролировали люди, избранные из числа политиков. Также они выбрали учителей, проверили знания, полученные учениками. Школы финансировались за счет государственной казны и пожертвований королей и граждан. Гимназии были центром культурной жизни полиса.

Еще один фактор распространения культуры: праздники. Как традиционные, так и новые.

Помимо обычных Дионисии и Апполонии, в Делосе проводились торжества в честь Птолемеев или Антигонидов. В Александрии отпуск Птолемея был не меньше олимпийских соревнований.

Театрализованные представления, торжественные шествия, угощения всем гостям, различные конкурсы и игры стали обязательным элементом любого праздника. На эти торжества съехались гости со всех стран эллинистического мира.

Конец эллинизма

У Александра Македонского не было детей, а значит, и наследников, которые правили бы империей.

После его смерти империя была разделена между македонскими генералами.

Таким образом, были сформированы три царства: Птолемей (включая Египет, Финикию и Палестину), Кассандра (включая Македонию и Грецию) и Селевк (включая Персию, Месопотамию, Сирию и Малую Азию).

Эти генералы сохранили территорию и культурное наследие Александра Великого. Однако влияние Рима росло. И вскоре Римская империя взяла под свой контроль земли, ранее завоеванные императором, такие как Сирия, Египет и сама Македония.

Факторы распространения эллинистической культуры

Система образования

Одним из стимулов формирования эллинистической культуры было распространение эллинского образа жизни и эллинской образовательной системы. Гимназии со спортивными залами, театрами, стадионами и ипподромами возникли в восточной политике и городах, получивших статус политики; даже в небольших поселениях, не имевших статуса полиса, но заселенных клерухами, ремесленниками и другими людьми с Балканского полуострова и побережья Малой Азии, появлялись греческие учителя и гимназии.

Бронзовая ваза в виде головы негра. 100 г до н.э эллинизм

Бронзовая ваза в виде головы негра. 100 г до н.э

Большое внимание уделялось обучению молодежи и, как следствие, сохранению основ эллинской культуры в исконных греческих городах. Система образования, по описанию авторов эллинистической эпохи, состояла из двух или трех фаз, в зависимости от экономического и культурного потенциала полиса.

  1. Мальчиков с 7 лет учили частные учителя или в государственных школах читать, писать, считать, рисовать, гимнастику, знакомили с мифами, стихами Гомера и Гесиода: слушали и запоминали эти произведения, дети познакомились с основами этического и религиозного мировоззрения полиса. Высшее образование молодежи проходило в спортзалах;
  2. С 12 лет подростки должны были посещать тренажерный зал (школу физкультуры) для овладения искусством пятиборья (пятиборье, которое включало бег, прыжки, борьбу, метание диска и метание копья), и одновременно гимназию, где изучали произведения поэтов, историков и логографов, геометрию, начало астрономии, учились игре на музыкальных инструментах;
  3. 15-17 лет слушали лекции по риторике, этике, логике, философии, математике, астрономии, географии, учились верховой езде, кулачным боям, началу военного дела;
  4. В спортзале продолжили обучение и физическую подготовку эфебов — молодых людей, достигших совершеннолетия и подлежавших призыву.

Вероятно, такое же количество знаний с некоторыми местными вариациями получали мальчики и молодые люди в полисах восточно-эллинистических держав. Работа школ, отбор учителей, поведение и успехи учеников строго контролировались гимназистом и выборными должностными лицами из числа политиков; Расходы на содержание гимназии и учителей производились из государственной казны, иногда на эти цели поступали пожертвования от лавержетов (благотворителей) — граждан и царей.

Спортивные залы были не только учебными заведениями для молодежи, но и местом проведения соревнований по пятиборью и центром повседневной культурной жизни. Каждый тренажерный зал представлял собой комплекс помещений, включающий тренажерный зал, то есть открытую площадку для тренировок и соревнований с прилегающими комнатами для жарки в масле и мытья после тренировки (горячие и холодные ванны), аркады и экседры для уроков, бесед, лекций, где в исполнении местных и приезжих философов, ученых и поэтов.

Праздники и празднества

Верхняя часть фигурки актера в трагической маске. Терракота. II - I век до н.э.

Верхняя часть фигурки актера в трагической маске. Терракота. II — начало I века до нашей эры.

Важным фактором распространения эллинистической культуры были многочисленные фестивали — традиционные и возрождающиеся — в древних религиозных центрах Греции и в новых полисах и столицах эллинистических царств. Поэтому на Делосе, помимо традиционных Аполлония и Диониса, были устроены особые — в честь «благодетелей» — Антигонидов, Толомея, Этоли. Торжества получили известность в Теспии (Беотия) и Дельфах, на острове Кос, в Милете и Магнезии (Малая Азия). Птолемеи, прославленные в Александрии, были приравнены к олимпийским.

Помимо религиозных обрядов и жертвоприношений, неотъемлемыми элементами этих праздников были торжественные шествия, игры и конкурсы, театральные представления и деликатесы. В источниках сохранилось описание грандиозного пира, устроенного в 165 г до н тыс.), колесницы и слоны, 800 молодых людей в золотых гирляндах и 580 женщин, сидящих на носилках, украшенных золотом и серебром; на нем было бесчисленное множество богато украшенных статуй богов и героев; многие сотни рабов несли предметы из золота и серебра, слоновой кости. В описании упоминается 300 жертвенных столов и тысяча откормленных быков. Празднование длилось 30 дней, в течение которых были организованы гимнастические игры, единоборства, театрализованные представления, охоты и вечеринки для полутора тысяч человек. На праздник съехались участники со всего эллинистического мира.

Не только образ жизни, но и весь аспект эллинистических городов способствовали распространению и дальнейшему развитию нового типа культуры, обогащенного местными элементами и отражающего тенденции развития современного общества. Архитектура эллинистической политики продолжала греческие традиции, но наряду со строительством храмов большое внимание уделялось гражданскому строительству театров, спортивных залов, булетери и дворцов. Внутреннее и внешнее убранство построек стало богаче и разнообразнее, широко использовались аркады и колонны, колоннада обрамляла отдельные постройки, агору, а иногда и главные улицы (аркады Антигоно Гонато, Аттало-а-Делос, на улицах майор Александрии). Короли построили и перестроили множество храмов греческим и местным божествам. Из-за большого объема работ и отсутствия средств на строительство уходили десятки и сотни лет.

Важность эллинизма для искусства и науки

Эллинистический период имеет большую ценность, потому что открытия, которые были сделаны в то время, используются до сих пор.

Читайте ниже, как этот период был важен для человечества.

Эллинизм и искусство

Искусство было доступно только высшему классу.

Архитектуре были присущи восточные мотивы. Наиболее ярко восточное влияние проявилось в сводах и сводах построек.

Живопись в этот период практически исчезла.

Но изображение расовых различий, боли, старости, гнева и детства с помощью искусства стало очень популярным в эллинистическую эпоху.

Эллинизм и литература

К сожалению, эллинистическая литература до наших дней практически не сохранилась.

Самыми известными поэтами того времени были Каллимах (сочинитель гимнов, эпиграмм и автор двух стихотворений) и Феокрит (создатель пасторального жанра).

В эпоху эллинизма в театре зародился и жанр «новой комедии». Этот жанр отражал жизнь простых людей. Ее основателем был древнегреческий драматург Менандр.

Эллинизм и философия

Эллинистический период был процветающим и с точки зрения философии.

Идеи западной мысли, которые до этого преобладали только в Греции, начали распространяться за ее пределы.

Возникли новые школы: стоическая, эпикурейская, циничная и скептическая.

Эллинизм и наука

Научные открытия того времени используются и сегодня.

Великий математик Архимед Сиракузский открыл интегральное исчисление, закон сохранения количества движения, изобрел планетарий и винтовой насос для перекачивания воды.

В астрономии выделяются имена Гиппарха, заявившего, что год состоит из 365 дней, и Аристарха Самосского, доказавшего, что Солнце находится в центре солнечной системы.

Древнегреческий врач Эрофило, живший в период эллинизма, внес большой вклад в медицину. Он считается основоположником анатомии.

Герофил открыл мозжечок в головном мозге, описал строение двенадцатиперстной кишки, поджелудочной железы и простаты. Он также определял частоту пульса, измеряя ее во время определенных сердечных циклов (систола и диастола).

Территория эллинизма

Греческая культура распространилась от Средиземноморья до Центральной Азии, включая Северную Африку, Персию (на Ближнем Востоке), Восточную Европу и Индию.

эллинистический мир
Территория эллинистического мира

Александр Македонский пришел к власти в Македонской империи после убийства своего отца Филиппа II. После завоевания Греции ему удалось создать самую большую империю на сегодняшний день.

Несмотря на то, что греческий язык был общепринятым в объединенной империи, между народами происходил культурный обмен. В результате одни части империи переняли греческие культурные ценности, другие сохранили местные обычаи и языковые нормы.

Характеристики эллинизма

Ниже мы приводим основные характеристики этого периода.

  • развитие науки;
  • рост знаний;
  • новые открытия в физике и математике;
  • развитие астрономии;
  • новые достижения медицины;
  • повысить грамотность;
  • развитие географии

Эллинистические элементы в разных культурах

Статуэтка Афродиты с острова Родос. Мрамор. 2 век до н.э.

Статуэтка Афродиты с острова Родос. Мрамор. 2 век до нашей эры.

Архитектура

Самыми грандиозными и красивыми считались

  • Сарапео в Александрии, построенный Парменисом в 3 веке. ДО Н.Э.,
  • храм Аполлона в Дидиме близ Милета, строительство которого началось в 300 г до н э., длилось около 200 лет и не было завершено,
  • храм Зевса в Афинах (начат в 170 г до н.э., завершен в начале 2 века нашей эры.),
  • храм Артемиды в Магнезии на Меандре архитектора Ермогена (начат на рубеже III и II веков до н.э., завершен в 129 г до н.э.).

В то же время храмы местных божеств строились и реставрировались так же медленно —

  • храм Гора в Эдфу,
  • богиня Хатор в Дендере,
  • Хнума Эсне,
  • Исида на острове Филе,
  • Есагиль в Вавилоне,
  • храмы бога Набу, сына Мардука, в Борсиппе и Уруке.

Храмы греческих богов строились по классическим канонам с небольшими отклонениями. В архитектуре храмов восточных богов соблюдаются традиции древнеегипетских и вавилонских зодчих, эллинистические влияния прослеживаются в отдельных деталях и в надписях на стенах храмов.

Спецификой эллинистического периода можно считать появление общественных зданий нового типа — библиотек (в Александрии, Пергаме, Антиохии и др.), Музейона (в Александрии, Антиохии) и специфических построек — Маяка Фароса и Башни Ветры в Афинах с флюгером на крыше, солнечными часами на стенах и водяными часами внутри. Раскопки в Пергаме позволили воспроизвести структуру здания библиотеки. Он располагался в центре Акрополя, на площади у храма Афины. Фасад здания представлял собой двухэтажный портик с двойным рядом колонн, нижний портик был приставлен к подпорной стене, граничащей с крутым склоном холма, а на втором этаже за портиком, служившим своеобразным залом для Для чтения было четыре закрытых помещения, служивших хранилищем для книг, то есть папирусов и свитков пергамента, на которых в древности записывались художественные и научные произведения.

Самой крупной библиотекой древности считалась Александрийская, здесь работали выдающиеся ученые и поэты: Евклид, Эратосфен, Феокрит и др. сюда привозили книги из всех стран античного мира и в I веке. ДО ХРИСТА он, по преданию, насчитывал около 700 тысяч свитков. Описания здания Александрийской библиотеки, которая, по всей видимости, входила в состав комплекса Museion, не поступало. Мусейон был частью дворцовых построек, помимо самого храма, он располагал большим домом, в котором была столовая для ученых, которые были при Мусейоне, экседра — крытая галерея с местами для занятий — и место для прогулка . Строительство общественных зданий, которые служили центрами научной работы или применения научных знаний, можно рассматривать как признание возрастающей роли науки в практической и духовной жизни эллинистического общества.

Оцените статью
Блог о древних цивилизациях