Древняя Индия: этапы развития, особенности, достижения

Древнейшая история: доисторический период

По мнению археологов, первые люди появились на территории Индостана около 1,5 миллиона лет назад. Артефакты мустьерской эпохи (среднего палеолита) представлены на всей территории полуострова. Каменные орудия из разных мест демонстрируют явное сходство с африканскими образцами.

Что существенно отличает индийский каменный век от других регионов, так это первое появление микролитической технологии обработки камня (то есть использование мелких чешуек вместо крупных твердых орудий). Первые микролиты из Индии датируются 48 тыс. Лет до нашей эры. В начале (VII в. До н.э.) в Индии произошел переход к производственной экономике (выращивание риса, животноводство). Однако важно помнить, что это произошло только на некоторых территориях.

Индия очень разнообразна по природным показателям. Здесь есть засушливые степи, пустынные и полупустынные районы, обширные массивы тропических джунглей и разлившиеся долины рек (в основном Инд). Эти различия привели к различиям в темпах и характеристиках демографических тенденций в разных регионах страны.

Религия древней Индии

Индия стала родиной одной из трех мировых религий — буддизма, хотя, как ни парадоксально, сам буддизм не принял, оставаясь верным своей изначальной религии — индуизму. Буддизм, зародившись в Индии, распространился на все окружающие страны.

Индуизм, традиционная религия Индии, имеет глубокие корни, поскольку он пришел к нам с самых ранних времен индийской истории, фактически это смесь верований древних индейцев хараппской цивилизации и новоприбывших арийцев. Смешиваясь с местным населением, арии тщательно перемешивали религию древней Индии.

Индуизм основан на вере в множество разных богов, а в индуизме так много богов, что даже сами индусы не могут назвать их точное число. Поэтому в каждой индийской деревне может быть свой местный бог-покровитель. И боги древней Индии делятся на две большие группы: жесткие и асуры, которым в некоторых индийских мифах противопоставляются, в некоторых мифах асуры вовсе не боги, а скорее демоны, которые противостоят божественным сурам. В этом божественном противостоянии индуистских богов вы можете увидеть отголоски истинного противостояния двух культур — арийской и хараппанской (протоиндийской).

Сура и Асура

Сура и Асура.

И, тем не менее, в божественном разнообразии богов индуизма можно выделить множество других главных богов, которым поклоняются все индусы, это:

  • Брахма — бог-создатель, согласно индуизму Брахма — создатель всего.
  • Шива — бог-разрушитель. Если Брахма — такой божественный карандаш, то Шива — ластик, ответственный за разрушение, включая разрушение всего плохого.
  • Вишну, верховный бог-наблюдатель, само слово «Вишну» переводится с санскрита как «всеобъемлющий». Он хранитель вселенной и всего сущего. Он также наблюдает за своими «божественными коллегами» Брахмой и Шивой, чтобы один из них не преувеличивал в своем творении, а второй — в его разрушении.

Индийские Веды и деление на касты

В особых случаях священники пели гимны и заклинания. Гимн Небу и Земле призывает к благословению практикующих:

Пусть небо и земля орошают нас медом,
Те, пропитанные медом
источает мед,
медовые хиты
Те, кто приносят жертвы
и богатство богам,
Для нас великая слава, богатство и отвага.

А вот как звучит заклинание при постройке дома:

Здесь ты стоишь на месте, хижина,
Богат лошадьми
богаты коровами,
полный радостей,
Наполнен силой
богатый жиром
богаты молоком!
Поднимитесь к великой судьбе!

В этом слава Вед, древнейших памятников индийской письменности. Самыми известными Ведами (что означает «знание») являются «Ригведа» (Веда гимнов), «Яджурведа» (Веда формул жертвоприношения), «Сомаведа» (Веда песнопений), «Атхарва Веда» (Веда заклинаний). Их авторами считаются поэты и мудрецы древних риши. Не все могли изучать и даже слушать Веды в древней Индии. Это была привилегия «двиджати» — «дважды рожденного» кто они?

Общество Древней Индии было разделено на касты (индейцы называют их «джати», а ученые — «варна»). Принадлежность к касте определялась рождением человека и передавалась по наследству. Представители каждой касты исповедовали одну и ту же профессию из поколения в поколение, поклонялись одним и тем же богам, строго следовали правилам, установленным по отношению друг к другу и членам других каст. Один из гимнов Ригведы описывает возникновение каст следующим образом.

Был мифический первый человек, Пуруш. Из его уст вышли брахманы, из его рук вышли кшатрии, из его бедер вышли вайшьи, а из его стоп вышли шудры. Шудры считались «экаджати» — «однажды рожденными». Как могли представители первых трех каст родиться дважды? В детстве над мальчиками первых трех каст проводилась сложная церемония Упанаяны, сопровождаемая торжественным одеванием Упавиты. Впоследствии мальчик считался рожденным вторично. Шудра не получил такой церемонии.

Самое почетное место в обществе, конечно, занимали брахманы, которые выполняли священнические обязанности, поскольку знали священные учения. Их называли «авадхья» — «неприкосновенные». Убийство брахмана считалось величайшим преступлением.

Царь, военное дворянство представляли кшатрии — «наделенные властью». Хорошо известное слово «раджа» (царь, вождь) относится конкретно к кшатриям.

Свободные члены общины — фермеры, скотоводы, ремесленники, торговцы — принадлежали к вайшье.

Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень трудным. У них не было права ни на что, кроме тяжелой повседневной работы и скромного служения «дваждырожденным”.

Кшатрий - представитель индийской касты воинов

Кшатрий — представитель индийской касты воинов

Индская, или Хараппская цивилизация

Самые ранние примеры сложных обществ в Индии относятся к 3300-1700 гг. ДО Н.Э. Поскольку в бассейне реки Инд существовала цивилизация, она получила название Инд, а также Хараппан (названный в честь одного из крупнейших городов).

Раскопки города Мохенджо-Даро

Индийская цивилизация демонстрирует высокий уровень урбанизации: городское население преобладало над сельским. Города (Мохенджо-Даро, Хараппа, Ракхигарчи, Лохал и др.) Были построены по плану из камня и обожженной глины; у них были системы водоснабжения и канализации. Археологи установили, что существенного имущественного неравенства среди жителей не было. Нет ясности в отношении государственного устройства, но единые стандарты, видимые в некоторых ремеслах, говорят в пользу существования единой государственности.

Индийская цивилизация была создана дравидами, коренными племенами Индостана (для них характерна темная кожа). Население занималось выращиванием пшеницы и ячменя, животноводством, ремеслами, торговлей. Представители индийской цивилизации строили колесницы; он, вероятно, также имел навигационные навыки. Они знали медь и бронзу из металлов, умели делать стекло.

Индийское общество имело высокую и развитую культуру. Письменность цивилизации Хараппа еще не расшифрована, но она существовала. Соображения о религии также противоречивы, хотя и были. Археологи нашли многочисленные скульптурные и расписные изображения, украшения, даже игрушки и игровые предметы (например, кости). Судя по найденным зубам, жители знали стоматологическую технику.

Образцы скульптуры индийской цивилизации

Причины упадка индийской цивилизации до конца не установлены. Ученые считают, что к этому могли привести изменение климата (нехватка воды) и инфекционные заболевания, которые распространяются с увеличением плотности населения.

Упадок индийской цивилизации

Причины упадка и упадка древней протоиндийской цивилизации также остаются исторической загадкой. Но что мы можем сказать из археологических источников, так это то, что кризис наступил не быстро, а постепенно. Постепенно древние города Хараппа и Мохенджо-Даро опустели, здания были заброшены, кустарное производство сократилось, а торговля пришла в упадок. Металла использовалось все меньше и меньше.

Что касается причин этого спада, существует несколько гипотез, одна из которых утверждает, что все это было вызвано изменениями в экологии, изменением русла реки Инд из-за сильного землетрясения, вызвавшего наводнения, изменением направления муссоны, ранее неизвестные болезни и эпидемии, сильная засуха.

И последней каплей, которая привела к падению хараппской цивилизации, стало нашествие кочевых племен: ариев, прибывших в Индию из степей Центральной Азии. Из-за внутренних проблем города Хараппы не смогли противостоять пришельцам и вскоре были ими завоеваны. Постепенно арийцы смешались с местным населением, и их смесь сформировала современный индийский народ.

Ведийская цивилизация

На смену цивилизации Хараппа в северной Индии пришла ведическая цивилизация. Он существовал примерно с 15 по 5 век. ДО Н.Э. Название связано с основными религиозными писаниями этой эпохи.

Возникновение этой цивилизации связано с появлением в Индии арийских племен (предположительно — завоевателей северных кочевников) и слиянием их культуры с обычаями местного населения. В этот период земледелие и скотоводство в стране развивались примерно одинаково (обожествление коровы происходило в ведические времена); также развивались многочисленные торги.

Таких крупных археологических памятников ведийской цивилизации, как Индской, больше нет. Но есть многочисленные упоминания о нем в древних религиозных текстах, сохранившихся до наших дней. В ведическую эпоху были сформированы основы индуистской доктрины, которая существует до сих пор и насчитывает около миллиарда сторонников.

В то же время сформировались индийская варна и кастовые системы, которые на многие века стали основой социального устройства страны. Было 4 варны: брахманы (священники), кшатрии (правители и воины), вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы) и шудры (слуги). Каст было много (не тысяча), они определялись профессиональной принадлежностью. Эти социальные группы были закрытыми, общение между ними было ограниченным и строго регламентированным; переходить из одной группы в другую было практически невозможно. Те, кто нарушил эти правила, стали неприкасаемыми, то есть маргинализированными.

Система Варны в Индии

Ведическая цивилизация не имела единого государства и была представлена ​​несколькими племенными объединениями (часто воюющими). Причиной ее кризиса стали как эти противоречия, так и возникновение других центров притяжения в виде альтернативных религий.

Средние века и Новое время

Гефалиты оставались в Индии на короткое время. Некоторые из них уехали, а некоторые ассимилировали и переняли культуру местного населения. Индия снова погрузилась в феодальный конфликт и раздробленность. Одни княжества какое-то время господствовали над другими, но буквально за несколько лет пришли в упадок. В этом хаосе возникла система высших вассальных отношений, аналогичная европейской. Серьезные изменения в регионе начались в 11 веке, когда Индия стала подвергаться набегам исламских завоевателей. Индийские князья, погрязшие во внутренних войнах, не смогли противостоять новой угрозе и были вынуждены подчиниться.

Исламский период

Турецкие завоеватели, исповедующие ислам, также были очень разнородны и часто соперничали друг с другом. В 1206 году на территории Индии возник Делийский султанат, который быстро стал лидером региона. Местная и мусульманская знать предпочитала подчиняться правителям Дели, поскольку известия об агрессивных походах Чингисхана уже приходили из Средней Азии. В 13 веке монголы не раз вторгались в северную Индию, каждый раз оставляя много жертв и разрушений.

Султаны проводили политику исламизации. По их приказу многие индуистские храмы были разрушены, а на их месте построены мечети. Из-за дополнительных налогов, взимаемых с «неверных» в этот период, наблюдается некоторый упадок ремесел и торговли. Раджи и махараджи индийской национальности могли сохранить свои владения только при условии полного подчинения султану, предоставления ему своих воинских частей и уплаты дани.

В 14 веке Делийский султанат начал ослабевать. Его окончательное падение произошло в конце того же века после вторжения Тамерлана в Индию. В 1526 году один из потомков Тамерлана, Бабур, был вынужден бежать из Средней Азии. Бабур со своей армией вторгся в северную Индию и вскоре подчинил ее себе, тем самым заложив основу Империи Великих Моголов.

Потомки Бабура понимали, что для поддержания стабильности в империи им нужна поддержка в лице местной знати. Поэтому они остановили разрушение индуистских святынь и начали принимать индуистов в бюрократический аппарат. Великие Моголы были талантливыми завоевателями и мудрыми правителями, много сделавшими для развития экономики и культуры.

Однако в 17 веке империя значительно ослабла. Это было связано со многими факторами:

  • начало европейского вторжения в Индию;
  • внутренние войны между наследниками престола;
  • действия индуистской знати, решившей свергнуть власть иностранцев;
  • крестьянская агитация;
  • шоу сикхов (людей северной Индии, борющихся за независимость).

Окончательное падение Империи Великих Моголов произошло в 1858 году, когда британские войска захватили Дели и захватили последнего правителя Великих Моголов.

Европейцы в Индии

Для европейцев Индия была богатой и привлекательной страной. Европейская знать была готова платить большие суммы денег за индийские специи, ткани и украшения. Борьба за Индию началась в 16 веке, когда на Индийском субконтиненте появилась первая португальская колония. Вскоре соперничество за богатство Индии и внутренние рынки развернулось между Португалией, Испанией, Францией, Англией и Нидерландами.

Европейцы с помощью денег или военной угрозы переманивали на свою сторону местных дворян, пытаясь заручиться их поддержкой. В середине 18 века Франция стала самым активным игроком в регионе, начав здесь создание своей колониальной империи. Его планам помешали англичане. В ходе конфликта обе стороны использовали отряды сипаев, индийских солдат, сражавшихся под флагами европейских держав. Результатом англо-французской войны стала победа англичан, начавших немедленное развитие Индии.

Чтобы укрепить свою власть на оккупированных территориях, англичане заключили с индийскими княжествами соглашения, по которым они должны были отказаться от независимой внешней политики и огромной части налогов в обмен на военную помощь. Поскольку британцы экспортировали из Индии что-либо, по крайней мере, минимальной ценности, княжества быстро обеднели и были вынуждены полностью отказаться от своего суверенитета.

Огромные налоги, упадок многих профессий, кабальные условия аренды земли привели к обнищанию населения, безвозвратной гибели многих профессий и массовому голоду. В отличие от предыдущих завоевателей, британцы не ассимилировали и не приняли местный порядок. Все ресурсы просто взяли из Индии. Более того, если индийские феодалы, заинтересованные в постоянном притоке налогов, старались не слишком притеснять помещиков, то британцев совершенно не волновал уровень жизни населения. Поэтому колониальная Индия была намного беднее феодальной. В 19 веке колонизаторы пытались создать в Индии буржуазные отношения и развитую промышленность. В некоторых городах, например в Бомбее, ему это удалось. Но из-за сохранности феодальных остатков индийская экономика не могла полноценно развиваться.

Местное население неоднократно пыталось выступить против колонизаторов. Самой известной попыткой такого рода было восстание сипаев 1857-59 гг. Однако повстанцы потерпели поражение как:

  • руководители восстания не могли действовать единым фронтом;
  • дворянство, руководившее народным движением, не было готово идти на уступки крестьянам;
  • англичанам удалось привлечь на свою сторону большую часть феодалов;
  • армия Сипая была слишком слабой для серьезных военных действий;
  • повстанцы не смогли создать четкую политическую повестку дня и предложить лозунги, подходящие для всего населения.

Но, несмотря на поражение повстанцев, британская администрация была вынуждена пойти на ряд уступок.

Хотя колонизаторы причинили много боли индийскому народу, они также помогли сплотить индейцев перед лицом общей угрозы. Кроме того, англичане построили фабрики, железные дороги и школы. Молодые люди из обеспеченных семей уезжали учиться за границу, привозя оттуда новые знания и идеи. В начале двадцатого века в Индии начали появляться политические партии и круги, пропагандирующие независимость и свободу. Более того, революции в России, Германии и Китае повлияли на внутреннюю ситуацию в Индии.

Одними из наиболее активных общественных деятелей того времени были Махатма Ганди и Бал Гангадхар Тилак. Их идеи стали особенно популярными после окончания Первой мировой войны. Ганди удалось установить контакты не только с индуистами, но и с индийскими мусульманами, положившими начало движению Халифата. Движение неповиновения, инициированное интеллигенцией в начале 1920-х годов, было подхвачено и крестьянами. Индийский национальный конгресс, первая политическая партия страны, отвечал за координацию всех действий.

Поначалу британцы были готовы пойти на уступки, но перед лицом обострения международной обстановки британская администрация пошла на радикальные меры, арестовав Ганди и его соратников. Вскоре Индия вступила во Вторую мировую войну в составе Британской империи.

На протяжении всей войны нападения на англичан продолжались. Ситуация усугубляется ростом взаимной ненависти между индуистами и мусульманами. После окончания войны британские власти пришли к выводу, что Лондон больше не может удерживать индийские колонии. Чтобы предотвратить дальнейшие религиозные и этнические конфликты, было решено разделить Индию на две части: мусульманскую и индуистскую. Таким образом, в августе 1947 года на карте мира одновременно появились две независимые страны: Пакистан и собственно Индия.

Мохенджо-Даро и Хараппа

История не хочет раскрывать свои секреты. Но иногда они узнают друг друга почти случайно. Индийский археолог Р. Д. Банерджи когда-то проводил раскопки. Обнаружив замечательный памятник II века до нашей эры, он был очень доволен и попытался закончить работу как можно скорее, как вдруг обнаружил немного глубже остатки более древней культуры.

Так из забвения возник знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мертвых), целый город, существовавший более 4 тысяч лет назад. Был найден даже более старый город, чем Хараппа.

По своему названию все, что было создано в ту эпоху, называется памятниками харапской культуры.

Ученые установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа — два крупнейших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самой высокой точке города находилась цитадель, укрепленная могучими стенами, где они обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. Пресная вода здесь подавалась с помощью специального устройства.

Удивительны широкие и прямые улицы этих городов, чрезвычайно прочные кирпичи (которые все еще трудно сломать сегодня), из которых были возведены здания. Дома были двух и даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах просверливали небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше защищали от индийской жары. На верхних этажах домов также была проточная вода для омовения, не выходя из дома.

Скульптуры из бронзы, меди и камня, найденные археологами, помогают представить себе, какими были жители Мохенджо-Даро. Вот танцовщица у храма: молодая, длинноногая, стройная, с множеством браслетов на руке. А вот и священник. Это очень красиво. Его глаза полузакрыты: священник погружен в молитву. Его накидка через левое плечо украшена орнаментом в виде священного клевера. Тщательно остриженные волосы перехватываются широкой лентой, которая ниспадает на спину; на лбу круглая пряжка. Скульптура вырезана из белого стеарита, сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого выглядят живыми.

Раскопки Мохенджо-Даро в Индии

Раскопки Мохенджо-Даро в Индии

Буддийский период

Буддийский период примерно охватывает 5-4 века до нашей эры. Он связан с кризисом ведического индуизма и появлением новых лидеров (в основном среди кшатриев). Как следует из названия, в это время зародилась одна из современных мировых религий: буддизм.

Именно в период буддизма индийские княжества столкнулись с персидскими (царь Кир) и греческими (Александр Великий) завоевателями. Необходимость противостоять ему привела к объединению множества небольших государств под властью суверена.

Как жили древние Индийцы

Древние индейцы охотились на лесных животных и приручили некоторых из них. Мы им многим обязаны, потому что у человечества много домашних животных, от кур до слонов.

Однако жителям Индии приходилось вести непрерывную борьбу с лесами, не только расчищая территории для полей и огородов, но и день за днем ​​борясь с наступлением джунглей, рискуя столкнуться с ядовитой змеей или стать жертвой хищника.

Сельское население было очень большим. Фермеры выращивали разные сорта пшеницы, ячменя, кунжута, бобов, риса, огороды. В периоды засухи использовалось искусственное орошение. Археологические раскопки позволили установить, что почти в каждом крестьянском хозяйстве были коровы, козы, овцы и птица.

Многие индейцы держали собак и кошек. Из всех домашних животных коровы, считавшиеся главным богатством семьи, ценились больше всего. Также они часто приводили к вооруженным столкновениям.

Ремесленники селились в городах, а представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Хозяйственная и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготавливались из бронзы и меди. Для украшений использовались золото и серебро. Торговля процветала. Особенно развиты торговые отношения с Шумером.

Буддизм и индуизм в Индии

История Индии полна сюрпризов. Чтобы познакомиться с одним из них, вернемся немного назад. В 268 г до н.э трон Индии занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока («Без боли»). Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупнейших на Востоке. В юности он не отличался нежным нравом и даже получил прозвище Чанда-Ашока («Жестокий Ашока»). На восьмом году своего правления он победил штат Калинга (территория современного индийского штата Орисса), получив дальнейшие политические и коммерческие преимущества. Казалось, великому царю суждено продолжать войны и укреплять свою власть.

Однако оставленный потомкам Эдикт Скалы Ашока гласил: «… И сколько бы людей ни было убито, убито или увезено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть обременена» наводит на мысль о приятных богах »(так называли Ашоку). Он сожалел о содеянном.

Ашока, когда-то безжалостный, наставлял другого эдикта: «И если кто-то болит, тот, кто угождает Богу, верит, что нужно экономить как можно больше». Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что король стал последователем буддизма, религии, зародившейся в Индии в VI веке до нашей эры, и начал следовать его правилам.

Индия также является родиной индуизма, одной из древнейших религий на земле, восходящей к 4 000 г до н.э.

Отличительная черта индуизма — политеизм. Древние индейцы считали, что боги, как и люди, любили вкусную еду, красивую одежду, просто дружить и спорить. Боги самого раннего происхождения — Сурья (бог солнца), Дьяус-Питар (бог неба), Ушас (богиня утренней зари), Парджанья (бог грома), Сарасвати (одноименная речная богиня), Агни (бог огня). Особого почитания пользовался Индра, повелитель дождя, победивший Вритру, демона засухи.

Позже главными богами индейцев были Брахма (начало всех начал в мире), Шива (разрушитель) и Вишну (хранитель).

Древние индейцы представляли Вишну в виде прекрасного юноши, лежащего на мифической змее Шеше, плавающей в водах космического океана. У Вишну четыре руки, в которых он держит раковину, колесо, дубину и цветок лотоса. Вишну обладает даром превращаться в животных и людей.

Однажды, превратившись в гнома, Вишну подошел к королю демонов Бали и попросил его дать ему столько земли, сколько он сможет покрыть за три шага. Смеясь, Бали с радостью дал разрешение, но вскоре пожалел об этом: карлик вырос до гигантских размеров и первым шагом накрыл небо, а второй — землю. Видя ужас Бали, великодушный Вишну не сделал третьего шага.

Высоко в Гималаях, на горе Кайлас, обитает бог Шива. Форма его грозного Шивы переплетается с кобрами, одетыми в тигровую шкуру, с ожерельем из черепов. У него много лиц и много рук, на лбу у него сгорел третий глаз. Как гласит легенда, спасая людей, Шива выпил яд и его шея посинела. Поэтому его часто называют «Синегорлы». Шива держит трезубец в руке и всегда выступает в сопровождении быка Нандины. У Шивы и его жены Парвати, что означает «горная девушка», двое детей. Первый — это четырехрукий Ганеша, человек с головой слона, верхом на мыши. До сих пор Ганеша почитается как бог мудрости и удачи. У его брата, бога войны Сканда, шесть голов. Прокатитесь на огромном павлине с луком в одной руке и стрелами в другой.

Древние индийские обожествленные животные. Особо почиталась священная корова Сурабхи, что в переводе означает «хорошо пахнущая». По легенде, эта корова водится в раю бога Индры. Поклонялись индейцы и змеям — нагам. В современной Индии есть государство под названием Нагаленд — «Страна Змей”.

В древней Индии было принято посещать святые места. Особой добродетелью считалось посетить Хардвар — место, где река Ганг впадает в равнину, хотя бы раз в жизни, независимо от того, как далеко человек живет, чтобы искупаться в его священных водах.

Махабхарата содержит так много фантастических историй, полных странных подробностей, что иногда это кажется - но что, если здесь написана хотя бы часть правды?

Махабхарата содержит так много фантастических историй, полных странных подробностей, что иногда это кажется — но что, если здесь написана хотя бы часть правды?

Культура древней Индии

Харапская культура древней Индии была очень развитой для того времени, о чем свидетельствует, по крайней мере, наличие высокоразвитых городов с прямыми дорогами. Дома были построены из сырцового кирпича и даже имели водопровод. Среди домов древнего индийского города обязательно были общественные зернохранилища, в самом городе были кварталы различных мастеров. В частности, древние индейцы были искусными гончарами, их художественно расписанная керамика пользовалась спросом далеко за пределами самой Индии.

Руины древнего индийского города

Руины древнего индийского города.

В окрестных деревнях выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз. Вскоре они начали сажать финиковые пальмы, сеять рожь, выращивать рис и хлопок.

Интересные факты о древней Индии

  • Помимо индуизма и буддизма, в Индии существует огромное количество различных философских и религиозных учений. Поэтому Индию иногда называют «страной тысячи религий».
  • Именно из древней Индии пришли шахматы, йога, чай (по легенде индийский монах медитировал под чайным деревом, рядом с ним стояла миска с водой, а лист случайно упал с дерева в чашу, попробовав чашу с водой и чайный лист, монах восхитился вкусным напитком, вот так и появился чай).
  • Среди наук древней Индии математика была особенно развита, и древние индийские математики первыми изобрели систему десятичных чисел, число 0, правила извлечения квадратных и кубических корней, а также вычислили число «Пи» с большой точностью».
  • Не менее искусными были древние индийские астрономы, умевшие определять фазы Луны без телескопа.
  • Индия — один из центров зарождения письменности, особой популярностью стал индийский санскрит, на котором писали индийские ученые и священники — брамины. Однако развитие письменности в Древней Индии началось еще в постхараппанский период, с приходом ариев.

Искусство древней Индии

Древние индейцы были очень творческими людьми, но наибольших успехов они достигли в архитектуре и скульптуре. К сожалению, это правда, что до наших дней дошли гораздо более поздние произведения индийского искусства, чем с самого раннего периода Индии, хараппской цивилизации.

Древняя индийская скульптура

Древняя индийская скульптура.

Что касается относительно позднего индийского искусства, то на него сильно повлияла религия древней Индии, как буддизм, так и индуизм. Изображение Будды и многих индийских божеств сохранилось до наших дней на многих древних индийских храмах и настенных росписях.

Настенная живопись Аджанта

Настенные росписи Аджанты.

Эротический мотив также очень силен в индийском искусстве, наиболее ярким примером которого является индийский храм Кхаджурахо, где Камасутра буквально отпечатана на камнях.

Индийская скульптура

Это также самое невинное изображение храма Кхаджурахо.

Вообще у индусов было своеобразное отношение к сексу, для них это было не чем-то постыдным, а наоборот, почти духовной практикой, отсюда и близость эротизма и религии в индийской культуре.

Государства древней Индии

Развитие древней Индии иногда прерывалось и обращалось вспять. Так, например, в середине 2-го тысячелетия до нашей эры полукочевые племена ариев пришли и поселились в Индии. Индийская цивилизация исчезает. Возврат к первобытнообщинному строю. Только в первой половине первого тысячелетия до нашей эры государства снова возникли. Также появляются города, но не большие, характерные для хараппской культуры, а небольшие, очень хорошо укрепленные «пресвитеры». Дома в них были из камня, дерева, самана, всегда защищались земляным бастионом. Снова появляются мастера. Плотники и кузнецы пользовались особым уважением друг к другу.

В низовьях Ганги находилась Магадха, крупнейшее и мощнейшее государство того времени. Наибольшего могущества он достиг в IV-III веках. ДО ХРИСТА во времена династии Маурьев, объединившей под своим правлением почти всю территорию Индостана. Созданы благоприятные условия для развития экономики, совершенствования политической системы и процветания культуры.

В четвертом веке. ДО ХРИСТА возникло сильное государство Гуптов, просуществовавшее почти два столетия.

Нанда, Маурья, Шунги, Кушаны, Гупты — каждая из этих индийских династий по-своему интересна. Нанды владели одним из крупнейших отрядов Древнего Востока. Первым королем империи Маурьев был легендарный Чандрагупта. Канишка был царем огромной Кушанской империи, через которую в древности проходил Великий шелковый путь.

Эта сказочная страна привлекала и великого покорителя древности Александра Македонского. Его армия перешла Гиндукуш и вышла в долину реки Кофен (ныне Кабул). Одна его часть во главе с Александром двинулась на север, другая — под командованием Пердикки и Гефистиона — пересекла Инд и приготовилась к битве. Однако ожидалось, что воины будут обильно покормлены и отдохнут. Местный раджа Таксиль не только не намеревался воевать с греческими македонцами, но и дал им лошадей и слонов.

Вместе с королем Таксилем история сохранила имя доблестного короля Поры, правителя могущественного государства на северо-западе Индии, который, несмотря на численное превосходство пришельцев, решил дать им открытый бой.

В 326 г до н.э произошло ожесточенное сражение. Индийская армия потерпела поражение. Истекая кровью, Пор предстал перед завоевателем и потребовал, чтобы с ним обращались как с королем. Александр, восхищенный его храбростью, не только вернулся во времена своих владений, но и подарил новые земли.

Александру не удалось завоевать всю Индию. На завоеванных территориях он оставил наместников. Последний из них, Евдем, покинул Индию в 317 г до н.э., то есть уже через 6 лет после смерти Александра Македонского.

Контакт между двумя культурами оказался недолгим, но не прошел бесследно: влияние греческой культуры проявляется в прекрасных изображениях скульптуры Гандхары в северной Индии.

Во втором веке. ДО Н.Э. Индия распалась на множество государственных образований, неспособных отражать продолжающиеся набеги парфян, скифов и других кочевников.

Буддизм в Индии

Империя Маурьев

Объединение произошло во второй половине 4-го века до нашей эры, и Чандрагупта Маурья (шудра происхождения) был правителем. Он сам и его наследники успешно вели завоевательные войны, в результате которых Империя Маурьев овладела почти всем Индостаном и прилегающими территориями. Самым известным правителем этой династии был Ашока (268-231 гг. До н.э.).

Памятник Чандрагупте Маурье - основателю династии Маурьев

Империя Маурьев просуществовала до 180 г до н.э и распалась из-за трудностей управления такой обширной территорией и глубоких различий в культуре и образе жизни включенных в нее народов.

Классический период и царство Гуптов

К тому же таких крупных государств в Индии не возникало много веков. В начале и начале нашей эры земли Индии принадлежали различным государствам: Греко-Бактрийскому царству, Индо-Скифскому царству, Кушанскому царству, различным княжествам. В 4-5 веках нашей эры земли северной Индии были объединены правителями из рода Гупта.

В эпоху Великого переселения народов (в V веке нашей эры) королевство Гупта было разрушено ираноязычными кочевниками. Его падение считается концом древней индийской истории.

Оцените статью
Блог о древних цивилизациях