Древняя Индия: ее история, культура, религия, искусство

История древней Индии

Как мы уже говорили, древнейшая индийская цивилизация, называемая Хараппа или протоиндийская, была открыта археологами в начале 20 века. Перед изумленным взором ученых предстала блестящая культура с развитыми городами, домами, оборудованными водопроводными трубами (это было время, когда в Европе люди еще жили местами в пещерах), развитыми ремеслами, торговлей и искусством. Первый был раскопан в древнем индийском городе Хараппа, давшем название этой цивилизации, затем Мохенджо-Даро и многие другие древние поселения того времени.

Территория древней Индии того древнего периода расположена вдоль долины реки Инд и ее притоков, и как ожерелье покрывала восточное побережье Аравийского моря на территории современной Индии и Пакистана.

Древняя карта Индии

Древняя карта Индии.

Происхождение древней Индии до сих пор является предметом споров среди историков и археологов. Между ними нет согласия относительно того, имела ли древняя протоиндийская цивилизация местные корни, или она была принесена из соседней Месопотамии, с которой, среди прочего, велась интенсивная торговля.

Так или иначе, большинство ученых считают, что протоиндийская цивилизация сформировалась из самых ранних местных сельскохозяйственных культур, существовавших в плодородной долине реки Инд. И археологические находки подтверждают эту точку зрения, поскольку археологи обнаружили множество древних сельскохозяйственных поселений в долине Инда, которые датируются 6-4 тысячелетиями до нашей эры.

Плодородная долина Инда, благоприятный климат, большие месторождения кремния, запасы сырья для производства материалов — все это способствовало тому, что эти земли вскоре стали одной из первых колыбелей древнейшей цивилизации человека.

К сожалению, мы не можем много сказать о первой странице древнеиндийской истории, поскольку письменных источников этого периода нет, единственное, по чему мы можем судить о жизни древних индейцев, — это археологические находки. По этой причине мы можем много говорить о культуре древней Индии, о том, какой у них был образ жизни и хозяйства, но мы практически ничего не знаем, например, какие короли правили древней Индией, какие там были законы, были ли войны дрались и тд.

Харапская цивилизация

Упадок индийской цивилизации

Причины упадка и упадка древней протоиндийской цивилизации также остаются исторической загадкой. Но что мы можем сказать из археологических источников, так это то, что кризис наступил не быстро, а постепенно. Постепенно древние города Хараппа и Мохенджо-Даро опустели, здания были заброшены, кустарное производство сократилось, а торговля пришла в упадок. Металла использовалось все меньше и меньше.

Что касается причин этого спада, существует несколько гипотез, одна из которых утверждает, что все это было вызвано изменениями в экологии, изменением русла реки Инд из-за сильного землетрясения, вызвавшего наводнения, изменением направления муссоны, ранее неизвестные болезни и эпидемии, сильная засуха.

И последней каплей, которая привела к падению хараппской цивилизации, стало нашествие кочевых племен: ариев, прибывших в Индию из степей Центральной Азии. Из-за внутренних проблем города Хараппы не смогли противостоять пришельцам и вскоре были ими завоеваны. Постепенно арийцы смешались с местным населением, и их смесь сформировала современный индийский народ.

Города долины Инда

Около 2500 г до н.э в долине Инда насчитывалось более ста поселений и городов. Двумя самыми густонаселенными были Мохенджо-Даро и Хараппа.

Внутри крепости обнесенного стеной города находились важнейшие общественные здания. Дома в городах хараппской цивилизации строились из сырцовых кирпичей. Дом построен вокруг открытого двора. Летом люди спали на крыше. Туалет был подключен к канализации, которая проходила под улицей и периодически чистилась людьми.

Улицы городов долины Инда были совершенно прямыми. Быки тянули колесницы. На улицах торговцы продавали различные товары: бусы, ткани и т.д.

Город Мохенджо-Даро

Как и в случае с другими городами в долине Инда, план развития Мохенджо-Даро был тщательно изучен. В центре была крепостная стена, построенная на огромном самодельном холме. Еще одна оборонительная стена окружала город.

Великая купальня

В Мохенджо-Даро внутри крепости был огромный бассейн. Возможно, духовенство и правители омывались здесь перед религиозными обрядами.

Гигантское зернохранилище

Фермеры Мохенджо-Даро должны были отдавать часть урожая городу. Зерно хранилось за крепостными стенами, в огромном амбаре. Это может пригодиться в неурожайный год или короткий период паводка. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Открытие Хараппской цивилизации

В начале 1920-х годов британские археологи исследовали два древних кургана в долине Инда (современный Пакистан): один возле деревни Мохенджо-Даро, а другой в Хараппе.

В обоих местах были обнаружены засыпанные землей остатки крупных городов, расположенные у длинных высохших русел рек. При раскопках были обнаружены массивные городские стены из необожженного кирпича и дороги, проложенные в прямоугольном плане.


Король-священник

Этот небольшой бюст из мыльного камня (всего 18 см в высоту) был найден в небольшом доме на руинах Мохенджо-Даро.

Сейчас никто не знает, кто изобразил античного скульптора, но из-за роскошного наряда и властного выражения лица статуэтку прозвали «жрецом-королем».

Культура древней Индии

Харапская культура древней Индии была очень развитой для того времени, о чем свидетельствует, по крайней мере, наличие высокоразвитых городов с прямыми дорогами. Дома были построены из сырцового кирпича и даже имели водопровод. Среди домов древнего индийского города обязательно были общественные зернохранилища, в самом городе были кварталы различных мастеров. В частности, древние индейцы были искусными гончарами, их художественно расписанная керамика пользовалась спросом далеко за пределами самой Индии.

Руины древнего индийского города

Руины древнего индийского города.

В окрестных деревнях выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз. Вскоре они начали сажать финиковые пальмы, сеять рожь, выращивать рис и хлопок.

Искусство древней Индии

Древние индейцы были очень творческими людьми, но наибольших успехов они достигли в архитектуре и скульптуре. К сожалению, это правда, что до наших дней дошли гораздо более поздние произведения индийского искусства, чем с самого раннего периода Индии, хараппской цивилизации.

Древняя индийская скульптура

Древняя индийская скульптура.

Что касается относительно позднего индийского искусства, то на него сильно повлияла религия древней Индии, как буддизм, так и индуизм. Изображение Будды и многих индийских божеств сохранилось до наших дней на многих древних индийских храмах и настенных росписях.

Настенная живопись Аджанта

Настенные росписи Аджанты.

Эротический мотив также очень силен в индийском искусстве, наиболее ярким примером которого является индийский храм Кхаджурахо, где Камасутра буквально отпечатана на камнях.

Индийская скульптура

Это также самое невинное изображение храма Кхаджурахо.

Вообще у индусов было своеобразное отношение к сексу, для них это было не чем-то постыдным, а наоборот, почти духовной практикой, отсюда и близость эротизма и религии в индийской культуре.

Религия древней Индии

Индия стала родиной одной из трех мировых религий — буддизма, хотя, как ни парадоксально, сам буддизм не принял, оставаясь верным своей изначальной религии — индуизму. Буддизм, зародившись в Индии, распространился на все окружающие страны.

Индуизм, традиционная религия Индии, имеет глубокие корни, поскольку он пришел к нам с самых ранних времен индийской истории, фактически это смесь верований древних индейцев хараппской цивилизации и новоприбывших арийцев. Смешиваясь с местным населением, арии тщательно перемешивали религию древней Индии.

Индуизм основан на вере в множество разных богов, а в индуизме так много богов, что даже сами индусы не могут назвать их точное число. Поэтому в каждой индийской деревне может быть свой местный бог-покровитель. И боги древней Индии делятся на две большие группы: жесткие и асуры, которым в некоторых индийских мифах противопоставляются, в некоторых мифах асуры вовсе не боги, а скорее демоны, которые противостоят божественным сурам. В этом божественном противостоянии индуистских богов вы можете увидеть отголоски истинного противостояния двух культур — арийской и хараппанской (протоиндийской).

Сура и Асура

Сура и Асура.

И, тем не менее, в божественном разнообразии богов индуизма можно выделить множество других главных богов, которым поклоняются все индусы, это:

  • Брахма — бог-создатель, согласно индуизму Брахма — создатель всего.
  • Шива — бог-разрушитель. Если Брахма — такой божественный карандаш, то Шива — ластик, ответственный за разрушение, включая разрушение всего плохого.
  • Вишну, верховный бог-наблюдатель, само слово «Вишну» переводится с санскрита как «всеобъемлющий». Он хранитель вселенной и всего сущего. Он также наблюдает за своими «божественными коллегами» Брахмой и Шивой, чтобы один из них не преувеличивал в своем творении, а второй — в его разрушении.

Занятия жителей Хараппской цивилизации

Земледелие

Земля в долине Инда была пригодна для сельского хозяйства. Как и в Шумере и Древнем Египте, река здесь каждый год выходила из берегов. Наводнение также помогло фермерам в этих частях повысить урожайность.

Вскоре отпала необходимость возделывать землю всем. Некоторые из бывших фермеров могут выполнять другую работу.

Люди построили города, освоили новые ремесла и занялись торговлей.

Торговля

известно, что жители долины Инда вели торговлю с шумерами: здесь находили жемчуг и керамику. Также продавались шерсть, хлопок и различные специи.

Ремесла

Гончары изготавливали сосуды для приготовления пищи, кувшины для хранения еды или масла, миски и игрушки для детей. Бусы для ожерелий и браслетов изготавливались из золота, глины и полудрагоценных камней. Крестьяне долины Инда первыми начали выращивать хлопок и ткать из него ткани. Резчики по камню изготавливали печати с надписями и изображениями животных. Продавцы могли иметь личную печать для опечатывания купленных товаров. Пока что никому не удалось расшифровать письменность долины Инда.

Теории о причинах упадка Индской — Хараппской культуры

В 1953 году археолог Мортимер Уиллер предположил, что упадок культуры Хараппа-Индо мог быть вызван вторжением одного из индоевропейских племен Центральной Азии: ариев. В качестве доказательства он привел группу из 37 скелетов, найденных в разных частях Мохенджо-Даро, и упоминает в Ведах битвы и крепости. Однако другие ученые вскоре отвергли теорию Уиллера, поскольку скелеты принадлежали тому времени, когда город уже был заброшен. Дальнейшие исследования скелетов Кеннета Кеннеди в 1994 году показали, что «раны» на черепах — это не повреждения, а следы эрозии.

Археологи — Кенойер и Хьюстон дали объяснение — дальнейшие исследования не обнаружили следов сражений, сражений, захоронений, которые указывали бы на войну между обитателями индийской цивилизации и «арийцами». Города позднехараппской культуры не были разрушены во время штурмов, они были заброшены из-за постепенно усиливающейся засушливости климата. Спутниковые снимки высохшего русла реки Сарасвати и раскопки вдоль ее русла показывают, что ширина реки в период расцвета хараппанско-индийской культуры достигала 5-7 километров во время наводнений, когда она начала высыхать люди из мест, которые теряли свою привлекательность для жизни, включая юг и восток, а также долины рек Ганг и Ямуна.

В культуре Klabdishcha N некоторые рисунки на погребальных урнах были интерпретированы в ведической литературе — например, павлины с человеческими фигурами внутри их тел, которые были интерпретированы как души умерших. Это может указывать на проникновение новых религиозных практик в этот период, но археологические данные не подтверждают гипотезу о том, что люди этой культуры были разрушителями городов индийской цивилизации.

Интересные факты о древней Индии

  • Помимо индуизма и буддизма, в Индии существует огромное количество различных философских и религиозных учений. Поэтому Индию иногда называют «страной тысячи религий».
  • Именно из древней Индии пришли шахматы, йога, чай (по легенде индийский монах медитировал под чайным деревом, рядом с ним стояла миска с водой, а лист случайно упал с дерева в чашу, попробовав чашу с водой и чайный лист, монах восхитился вкусным напитком, вот так и появился чай).
  • Среди наук древней Индии математика была особенно развита, и древние индийские математики первыми изобрели систему десятичных чисел, число 0, правила извлечения квадратных и кубических корней, а также вычислили число «Пи» с большой точностью».
  • Не менее искусными были древние индийские астрономы, умевшие определять фазы Луны без телескопа.
  • Индия — один из центров зарождения письменности, особой популярностью стал индийский санскрит, на котором писали индийские ученые и священники — брамины. Однако развитие письменности в Древней Индии началось еще в постхараппанский период, с приходом ариев.

Зрелая Хараппская цивилизация

Это продолжалось между 2600-1900 годами до нашей эры. Исследования 2012 года показывают, что медленное движение муссонов в Азии на юг позволило развитию деревень в долине Инда, интегрировав разлив реки и ее притоков. Хозяйствам, расположенным вдоль рек, благодаря периодическим паводкам и дождям удалось выйти на уровень перепроизводства сельхозпродукции из-за переедания. Такая ситуация способствовала росту городов, но городские власти и фермеры не заботились о развитии ирригационных систем, полностью полагаясь на естественные муссонные дожди, которыми летом орошались земли.

В процессе культурного развития происходит рост городов, что связано с уменьшением количества осадков. Люди были вынуждены расширяться, чтобы иметь больше человеческих и материальных ресурсов для дальнейшего выживания и развития. К 2600 году до нашей эры первые общины Хараппы выросли в большие города. Некоторые из них находились на территории современного Пакистана: Хараппа, Ганверивал, Мохенджо-Даро. Остальные, на территории современной Индии: Дхолавира, Калибанган, Ракхигарчи, Рупар, Лотал. Общее количество археологических памятников в виде поселений и городов составляет 1052, все в районе реки Инд и ее притоков

Политическое и социальное устройство

Что касается политического и социального устройства, то однозначной информации нет. По мнению историков, это была федерация городских сообществ, поскольку в городах отсутствовали оборонительные сооружения.
При изучении наконечников стрел хараппцев можно было заметить отсутствие подкрепления, пробивающего доспехи, почти не было обнаружено мечей и другого оружия. Таким образом, можно говорить об отсутствии серьезных вооруженных конфликтов.

Города были разделены на семейные дома и бараки, что свидетельствует о существовании неравенства среди населения.
Общиной Harappan руководил священник или ассоциации священников, которые руководили общественными работами и жизнью города. Общество было организовано по принципу храма, о чем свидетельствует отсутствие дворцов и наличие святилищ и ритуальных бассейнов.

Историки отмечают неподвижность этой цивилизации, т. К. Многие элементы жизни цивилизации остались неизменными на протяжении 8 веков.

Мы выделяем следующие характеристики «неподвижности» хараппской цивилизации:

  • неизменность формы и материала рабочих инструментов;
  • такой же дизайн, как у керамических изделий:
  • методы строительства домов и колодцев остались неизменными;
  • за восемь веков письменность не изменилась;
  • займов от других народов не наблюдается.

Во время раскопок цивилизации Хараппа было найдено множество религиозных фигурок.

По изображениям на фигурках историки выделяют три типа культов:

  1. древнейший культ богини-матери, переросший в культ урожая;
  2. тотемный культ крупных животных (носорог, бык, буйвол, слон, крокодил), переросший в культ богов: полуживотных, получеловеческих или мифологических животных;
  3. проиндусское поклонение богу Шиве.

Дальнейшее развитие культур — непрерывность

Археологические раскопки показывают, что падение цивилизации Инда привело людей на Восток. По словам Посли, после 1900 г до н.э количество поселений в современной Индии увеличилось с 218 до 853. Раскопки вдоль равнины Ганга показывают, что города начали появляться там примерно с 1200 г до н.э. NS. Джим Шаффер отмечает, что это была серия непрерывных культурных циклов, связанных с двумя основными фазами урбанизации в Южной Азии.

Население, ранее проживавшее в долине реки Сарасвати, начало активно мигрировать, спасаясь от засухи, в долины рек Ямуна, Ганг и Рави. Это был период с 1900 по 1000 год до нашей эры.

Археологические раскопки Бхагванпур в Харьяне показали одновременное существование разных культур с разными типами керамики. Были обнаружены смешанные слои, содержащие глиняную посуду из культуры позднего Хараппа и культуру керамики, окрашенную в серый цвет, последняя связана с ведической цивилизацией и датируется примерно 1200 годом до нашей эры. При этом, наряду с гончарной посудой, из раскопок видно, что люди жили в разных типах домов. Постепенно керамика Хараппа была окончательно заменена серой, а позже культура вымерла, полностью перейдя в ведическую цивилизацию. Затем появились лошади, железные орудия труда и новые религиозные обряды.

Согласно дальнейшим раскопкам и сравнениям, даже на стоянке Ройди, недалеко от города Раджкот, было показано, что, согласно Посселу, Грегори — Несмотря на очевидную преемственность между цивилизацией Инда и последующими южноазиатскими культурами, многие аспекты Хараппы цивилизация, культура потеряна навсегда. Вторая волна урбанизации в Индии, связанная с северной культурой глянцевой черной керамики, больше не связана с культурой хараппской цивилизации.

Этническая и генетическая принадлежность

Статуэтка священника Мохенджо-Даро. Мыльный камень, 3-2 тыс. До н.э

Не решен вопрос этнической принадлежности, очень часто высказывалась гипотеза о связи с носителями дравидийских языков. В то же время лингвистические данные указывают на то, что представители трех этнолингвистических групп контактировали друг с другом в Северной и Северо-Западной Индии: протоиндийской, протоавстронезийской и протосино-тибетской.

Ареал распространения цивилизации хорошо коррелирует с распространением гаплогруппы YL, а также с областью наибольшего разнообразия гаплогруппы Y R1a1a (M17), связанной с индоарийцами.

Некоторые известные современные ученые придерживаются гипотезы об индоарийских корнях цивилизации Харрап: фламандский индолог Конрад Эльст, немецко-канадский индолог Клаус Клостермайер, индийский писатель и исследователь Шрикант Талагери и индийский археолог Б.Б. Лал. Эту гипотезу также популяризирует британский журналист и исследователь Грэм Хэнкок .


Древняя Индия — Харапская цивилизация

Ранняя Хараппская цивилизация

Первый период цивилизации — между 3300-2800 гг. До н.э. Другое название — Фаза Раннего Хараппа Рави, названная в честь протекающей неподалеку реки, связанной с культурой Хакра, найденной в долине реки Гаггар Хакра. Предшественник культуры Кот Диджи (2800-2600 гг. До н.э., Хараппа 2), расположенный недалеко от Мохенджо-Даро. Первые находки индийской культуры датируются III тысячелетием до нашей эры.

Развитые деревенские поселения представлены в Пакистане Рехман-Дери и Амри. Кот Диджи представляет культуру, которая в конечном итоге приводит к зрелой Хараппе, эта культура уже имела централизованную власть и постепенно развивала городские тенденции. Еще один город этого этапа, такого же уровня — Калибанган. Cat DJ вела активную торговлю региональными культурами и получала сырье из источников, далеких от своей территории. Затем для торговли он получил лазурит для изготовления бус. К этому времени жители одомашнили горох, семена кунжута, хлопок и буйволов. Первые общины Хараппы превратились в крупные городские центры в 2600 г до н.э и дали начало зрелой цивилизации Хараппы. Процессы миграции населения внутри государства в долине Инда напоминали современные: люди переезжали из деревень и поселков в города.

Постепенное развитие древней культуры Хараппа привело к строительству больших поселений, обнесенных стеной, расширению торговых сетей и большей интеграции различных регионов в относительно схожую материальную культуру, схожую по керамике, орнаментам и печатям. В то же время печати были признаком все более развитого промысла и для своего времени имели высокий уровень изготовления.

Что касается начала формирования индийской общины, существует несколько версий

Первый из них указывает на то, что именно высокий уровень муссонных дождей послужил основным стимулом для развития индийского сообщества и цивилизации

Вторая точка зрения проясняет: деревни и городские сообщества бронзового века в долине Инда являются чем-то вроде аномалии, поскольку археологи не обнаружили признаков местной изоляции и военного конфликта. В то же время палеоклиматологи подтверждают, что уровень осадков начал медленно снижаться в третьем тысячелетии до нашей эры, а уровень засушливости и осушения, очевидный для фермеров, совпадет с началом формирования крупных городов в индийской культуре. Возможно, объединение людей в отдельные города было реакцией именно на возникшие водные трудности — при решении проблем с водоснабжением требовалась консолидация усилий многих людей. Эти города, в соответствии с нарастающей засухой, просуществовали от 300 до 400 лет, после чего жители уехали в другие места: Пенджаб и долину реки Ганг

интересно: 293 г., Искусство Месопатамии во второй половине 2-го и 1-го тысячелетий до нашей эры, и, искусство Ассирии в первобытный и классический периоды, памятники Ашурнатиропала II, Салманасара II, III, дворцовый комплекс в Калахе. (Нимруд)

Закат

Закат индийской цивилизации приходится на XVIII — XVII вв. До н.э. В первую очередь кризис ударил по центральным регионам цивилизации, и только через столетие или два культура периферийных регионов начала разрушаться. В крупнейшем городе цивилизации Мохенджо-Даро все крупные общественные здания были заброшены и разрушены. На их месте выросли маленькие и плохо построенные дома. При строительстве новых построек использовались кирпичи из руин общественных зданий. На центральных улицах появились печи для обжига керамики. Исчезают все культурные достижения, сокращается внутренняя и внешняя торговля, в результате чего резко сократилось количество ввозимых вещей, уменьшилось кустарное производство и забыта письменность. Налицо явный регресс. Общепринятого объяснения постхараппской регрессии нет. Предлагаются две основные версии причин регресса. Первый — это вторжение племен, находящихся на более низкой стадии развития, особенно арийцев, но, по мнению многих ученых, упадок хараппской цивилизации нельзя объяснить вторжением извне. Во-первых, кризис начался задолго до того, как удалось обнаружить какие-либо следы пришельцев. Во-вторых, сама природа спада явно была эндогенной. Например, города не были разрушены, то есть их покинули жители. Вторая версия предполагает, что индийская цивилизация пришла в упадок из-за стихийных бедствий: изменения русел рек и в сторону муссонов, засухи, засоления почв, наводнений, эпидемий. Однако, если некоторые районы индийской цивилизации могли пострадать от таких бедствий, невозможно предположить, что они охватили всю огромную территорию. То есть часть индийской цивилизации должна была выжить и продолжать развиваться. Что касается эпидемии, то в истории не известно случаев, когда эпидемия останавливала бы развитие целой страны на несколько столетий.

Кроме того, существует систематическое объяснение причин регресса древних обществ, в том числе, таких как регресс индийской и микенской цивилизаций. Это объяснение основано на законе убывающей отдачи, следствием которого является снижение производительности труда при интенсификации землепользования. В противном случае, то есть с расширением землепользования, производительность труда возрастает. Следовательно, если у населения появится возможность переехать в место, где можно вести более крупную экономику, население сделает это (так называемый закон первого резервуара). В этом случае произойдет резкое снижение плотности населения, что приведет к регрессии (так называемый третий закон водоема). Действительно, археологические находки рисуют картину катастрофического сокращения численности населения в области индийской цивилизации и ее движения отсюда на юг в Гуджарат и на восток в бассейн Ганга, и только предки народа брауи остаются на территории Пакистана .

Города равных

Яркой особенностью городов долины Инда является отсутствие дворцов, огромных памятников, таких как пирамиды Древнего Египта, или роскошных захоронений, таких как царские гробницы Ура.

Хараппская-цивилизация-на-карте
Харапская цивилизация на карте

На основании этих фактов археологи делают вывод, что в этой цивилизации не было привилегированного класса. Города обычно делились на общественные и жилые районы.

Общественные здания располагались в верхней части города (цитадель). В Мохенджо-Даро главным общественным зданием была Большая баня, вероятно, предназначенная для ритуальных омовений. В нижней части города дома строились в несколько этажей.

Руиньи-Мохенджо-Даро
Руины Мохенджо Даро

В большинстве домов были ванные комнаты, самотечные коллекторы и туалеты.

Помимо Хараппы и Мохенджо-Даро, следы распространения культуры Хараппа по всей долине Инда и прилегающему региону сохраняются во многих небольших городках и деревнях.

Влияние цивилизации Хараппа сказалось от Гималаев до Аравийского моря, причем не только в регионе, занимающем пространство современного Пакистана, но и на территории нынешнего северо-западного индийского штата Гуджарат.

Игрушечная терракотовая повозка, запряженная быком, свидетельствует о высоком уровне гончарного мастерства, характерном для ремесленников долины Инда.

Хараппская-цивилизация-Терракотовая-игрушка-повозка
Игрушечная коляска из терракоты

Собранное зерно, в частности пшеница и ячмень, перевозилось на этих вагонах; часть урожая была сдана в центральный государственный зернохранилище.

Основные даты

Событие

6500 овец и коз выращивают в Мергархе, горном регионе на северной оконечности долины Инда. 4000 Зебу (горбатый бык) — самое распространенное домашнее животное в долине Инда. Выращиваются пшеница и ячмень. На затопленных равнинах строятся плотины и оросительные каналы. Медь используется в индийском регионе. 3500 Керамика начинает использоваться в индийском регионе. 2600 г. Действительно, это начало высокого развития цивилизации Хараппа. Города активно растут. 2350 г. Шумеры в своих текстах упоминают землю Мелухха, с которой они поддерживали торговые отношения; ученые полагают, что это могла быть цивилизация Хараппа. 2300 г. Расцвет хараппской цивилизации, который продлится еще четыре столетия. 2000 Использование бронзы в индийском регионе. 1900 г. Начало упадка городов долины Инда. 1750 г. — Хараппская цивилизация приходит в упадок. Города были совершенно безлюдны.

Теперь вы знаете, что такое хараппанская или индийская цивилизация. Если вам понравилась эта статья, поделитесь ею в социальных сетях. Если вам нравятся интересные факты, подпишитесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Оцените статью
Блог о древних цивилизациях