Что такое Логос и понятие Логоса в древнегреческой философии

Логос в древнегреческой философии

Логотипы в античной философии - Греция, Рим.
Гераклит утверждал, что Бог — это своего рода единство или связь между двумя противоположными принципами, и ему не следует поклоняться. В древнегреческой философии стоики рассматривали Логос как эфирно-огненную душу космоса, способную создавать различные формы-силы. Они образуют вещи в материальном мире. Неоплатоники понимали Логос как преобразование умопостигаемого мира в чувственный и осязаемый мир.

На сегодняшний день концепция логоса интересна как нечто практическое и способствующее развитию нашего сознания, а не просто средство для красивых выводов, поэтому давайте посмотрим, как эта концепция была воспринята в христианстве.

Учение о Логосе Гераклита

Это пример не только древнегреческого материализма раннего периода, но и древнегреческой диалектики.

Согласно Гераклиту, логотип означает то, что характерно для всего и каждого вокруг, а также то, посредством чего все контролируется каждым. По-видимому, это одна из самых ранних его формулировок, в которой идея начала переплетается с недавно возникшей идеей тотального закона, управляющего всем существующим.

Он содержит возможность различать философию и физику, а также выделять виды деятельности, связанные с изучением и описанием природы. Конечно, в то время Гераклит воспринимал все три элемента как единое целое, объединенное идеей начала.

Философский опыт прошлых лет показал, что его нельзя отождествлять ни с чем-то одним, ни с какими-либо существующими материальными элементами. А позже выяснилось, что начало нельзя соотносить с материей вообще, так как почти все последующие философы задавались вопросом о возможности объединения человеческой сущности и мира в целом, причем в одном понятии более узком — дух и тело в представитель человеческого рода. В то время необходимо было найти принцип, объединяющий любое тело (в том числе человека) с внутренним содержанием: душой. Таким образом, эти сложные исследования универсального единства человека и мира приобрели очень четкие очертания как в сфере философии, так и всей культуры в целом, что постепенно вылилось в глобальную проблему бытия.

Гераклита в первую очередь интересовали человеческие мысли, заботы и страсти. Огонь (невидимый и динамичный) в качестве первого принципа был приемлем в учении этого философа из-за того, что он был связан с человеческой душой. Таким образом, Гераклит характеризовал одушевленную природу. Согласно его учению, в человеческом теле душа представлена ​​страстями, размышлениями, страданиями и т.д.

Русская Философия. Энциклопедия

философский журнал, издававшийся в 1910-1913 гг в издательстве «Мусагет» (Москва) и в 1914 г в издательстве Товарищества М.О. Волка (Санкт-Петербург). С самого начала его редакторами были Гессен, Степун, Метнер, в 1911 году Яковенко был задействован в работе редакции, в 1913 году — Сесеман. «Л.» это была русская версия Международного культурного издания, которая там же публиковалась. (с 1910 г.) и итал. (с 1914 г.) варианты. Инициатива его освобождения принадлежала российскому клубу. (Гессен, Степун, Н. Бубнов) и нем. (Р. Кронер, Г. Мелис) студенты, обучавшиеся в Гей-Дельберг. Г. Риккертом и он активно участвовал в организации издания газеты П. Зибека. Истоки этого предприятия уходят корнями в острый кризис европейской культуры и надежду на приход «нового первосвященника» вечных ценностей, способного синтезировать человеческое существование в разложении. Задачи редакции ru, первый номер которой вышел в июне 1910 года, определялись статьей «От издателя», написанной Гессеном и Степуном. Философия рассматривалась ими как рациональное знание — «нежнейший цветок научного духа» и «независимый фактор культуры», определяемый в своем развитии только своими внутренними законами, принципиально свободный от нефилософских влияний. Настаивая на автономии философии, они, в то же время, не изолируют ее от «общекультурного ретро», но призывают нас полагаться на существенные причины науки, общества, искусства и религии, которые выросли на национальном почва., в которой удалось достичь главной задачи — преодоления культурного разложения и желаемого синтеза «полноты схоластических, культурных и национальных мотивов». Тогда философия, как они считали, станет полностью национальной, а также приобретет наднациональное значение, точно так же, как на протяжении всей истории философские системы мирового значения в то же время оставались глубоко национальными. Следовательно, «Л.» не ставил задачи развития национальной философии и ее позиция по отношению к прошлому и настоящему состоянию русской философии была резко критической. Авторы вводной статьи считали, что его религиозное (славянофилы, В.С. Соловьев) и позитивистское (Михайловский) направление выявило «непонимание незаинтересованности научного духа» и сильную зависимость от нефилософских причин жизни и культуры (политика , религия и др.). Уверенные в богатых философских возможностях русской культуры, они утверждали, что после «творческой подготовки» европейских учителей у русской философии большое будущее. Знакомство с Россией, читатель европейской философии и, с другой стороны, расширение культурных горизонтов Запада через познание русской культуры будет плодотворным для философии как таковой. Такая постановка задачи определила содержание материалов в русскоязычных «L» изданиях. В его 8 выпусках (3 из которых увеличились вдвое) содержалось 62 статьи, из них 28 зарубежных авторов, в основном немецких. Опубликовано пять статей Г. Риккерта и Г. Зиммеля, по одной — Э. Гуссерль, В. Виндельбанд, Б. Кроче, Н. Хартманн, П. Наторп и др. русские авторы — Яковенко (8 статей), Степун, Г.Е. Ланц, Н.О. Лосский (по 3 статьи), Гессен (2 статьи). Статья представлена ​​Сесеманом, П. Б. Струве, Франком, И. А. Ильиным и другими (европейская философская литература). Отправная точка для позитивных построений основных авторов «Л.» критика, воспринимаемая в форме неокантианства и обогащенная феноменологическим методом Гуссерля. Важно отметить, что для «L.» Неокантизм был не способом отрицания национальных религиозных ценностей, а строгим определением последних в культурной системе и инструментом формирования и очищения философского сознания. Авторы журнала не чураются мировоззренческих и метафизических проблем, желая только их научного решения, не выходя за рамки познавательного опыта. Поэтому их главными аргументами были прояснение границ между различными сферами культурной деятельности и борьба с психологизмом в гносеологии (Яковенко), выявление сферы иррационального и возможности включения ее в рациональные конструкции (Степун, Гессен), определить природу беспредметного познания, при котором нет разрыва между субъектом и объектом, то есть определение места и роли интуиции в процессе познания метафизической реальности. Утверждая автономию философии, авторы «Л» по-разному понимали ее содержание. Яковенко и Степун предложили свои концепции; первая — это система плюрализма, основанная на методе критико-трансцендентального интуиционизма, а вторая — один из вариантов философии жизни, основной темой которой является природа творческого акта. Гессен и Сесеман за время существования журнала были, скорее, популяризаторами кантианства и авторами конкретных разработок его отдельных проблем резкая реакция со стороны одного из ведущих представителей русской религиозной философии Эрны (Кое-что о русском Логосе, философии и науке // Московский еженедельник. 1910. № 29-32). Европейский рационализм «Л.» крайне негативно оценен Эрном как теория «среднего арифметического между умами всех людей», выступал против философии как учения о живом разуме Бога и обвинял инициаторов переворота мнение о незаконном использовании имени христианско-платонического логоса. Его выступление вызвало реакцию Франка, который обвинил Эрна в «философском национализме». Франк настаивал на рациональности философского знания в целом, исключающей противопоставление европейской и русской философии. Он также отметил, что Эрн только приписал русских. Онтологизм мысли присутствует и в западноевропейской философии в рамках рационализма. Материалы «Л.» они сами были примером взаимопроникновения спиритизма, гегельянства, критики и интуиционизма. В 1925 г в Праге возобновилось издание журнала под ред. Гессен, Степун и Яковенко, но вышел только один номер. Редакция признала, что старое издание имело «черты обучения и ученичества», что «гегемония теоретического знания ограничила уровень философских споров проблемой познания непосредственно данной реальности», в то время как формы знания остаются » только часть, только начальная часть этого идеала, область .. которая включает в себя как моральные, так и эстетические ценности, юридическую и экономическую сущность, религиозный опыт — одним словом, всю ту «одежду Божественного», которая также составляет истинно сверхиндивидуальное, и формирует индивидуальность содержания человеческой души ». Философия теперь воспринималась как« своего рода духовный опыт »проникновения в сущность бытия за пределами познания. Следует отметить его просветительско-просветительскую деятельность по ознакомлению Рус об-ва с последними достижениями западноевропейской мысли и созданию доброжелательной и заинтересованной атмосферы в их развитии разработка и использование в собственных философских построениях. В этих условиях стало возможным применение феноменологического метода Вышеславцева, И.А. Ильина, Степуна и даже формирование феноменологической направленности русской мысли (Шпет, Яковенко). В то же время «Л.» участвовал в общем движении русской мысли в синтезе различных философских направлений с целью достижения «философской конкретности, выражающейся в стремлении философски осмыслить и представить живой опыт» и «философской метафизики, выраженной в стремлении приблизиться к абсолютному Бытию». (Яковенко Б.В. Тридцать лет русской философии, 1900-1929 гг. // Философские науки, 1991. № 10. С. 90).

L et: Франк С.Л. О национализме в философии // Русская мысль. 1910. № 9; Эрн В.Ф. Кое-что о Логосе, русской философии и научном характере. О журнале Logos // Московский еженедельник. 1910. № 29-32; Яковенко Б. В. Под ред. Гуссерля и русской философии // Шаги. Филосо журн. 1991 г. 3; Безродный М.В. Из истории русского неокантианства (журнал «Логос» и его редакция) // Лица: Биографический альманах. М .; СПб., 1992. № Ермичев А.А. О самоопределении философии в условиях русского духовного возрождения // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1993. Вып. 3.

А.А. Ермичев

Точки зрения разных мыслителей

В учении Гераклита физический аспект Логоса также отражен в определении «Слова-Мысли-Закона», имеющего черты универсальности. Гераклит пытается отразить то, что он вложил в понятие Логоса как процесс, объективное упорядочение реальности посредством Слова-мысли, которое нашло свое выражение в законах природы.

Поэтому Гераклит использует концепцию Логоса для описания реальности как единого организма, центр которого находится в форме огня, полного сознания и разума. Логос исходит из этого огня, все творит и упорядочивает.

Гераклит отождествляет бытие и сознание в своих пределах, поэтому легко сосуществует с логической и физической частями Логоса. Считайте Логос точкой, в которой бытие и мышление идентичны. Посредством контакта с Логосом философ отождествляет свою мысль с бытием, таким образом познавая истину.

Таким образом, Логос находит свою собственную истину в учении Гераклита, который ввел в свою теорию качественную характеристику, открыв категорию качества, необходимого для описания явлений на их сущностном уровне.

Видение Космоса для философов того времени характеризуется представлением о нем как о едином упорядоченном живом организме. Это можно выразить словами «Все есть одно», где множественность проявляется в реальном единстве, а чувственный опыт — только иллюзия или проявление божественного.

Логос или, по крайней мере, его следы открываются школой Майлза. Фалес также высказал идею, что «Все есть вода». Здесь нет Логоса как критерия, но философ пытается связать единство с множественностью. Фалес объясняет создание Космоса своей теорией «воды» через испарение. Вода Фалеса — это концентрация информации, а также механическое и ментальное начало, источник происхождения жизни.

У Анаксимандра есть свой вариант Логоса, который утверждает, что рождение качественного и множественного происходит из смеси без качеств, безграничности и неопределенности. Другой представитель школы Майлза Анаксимен считал, что роль инициала играет воздух.

Влияние Логоса начинает играть более определенную роль в эпоху Пифагора. На данный момент, чтобы понять, как происходит измерение всех вещей, было решено жестко связать решение этой проблемы с идентификацией с помощью чисел. В этом отношении Логос начинает проявляться как явная информационная программа для развертывания Вселенной в числовых терминах.

За основной принцип мира, отражающий принцип абсолютного всеохватывающего единства, они взяли монаду (единство). Через Логос, в соответствии с числами, Космос начинает разворачиваться вовне. Числами пифагорейцы записали фазы рождения и порядок жизни.

Другая идеологическая концепция принадлежит Эмпедоклу. Для него роль «одного» исполняет Сфайрос, а «многих» — реальный набор стихий: вода, воздух, земля, огонь.

Глагол (Конт-Спонвиль, 2012)

ГЛАГОЛ. В письме с большой буквы это иногда используется как синоним Слова или Логоса, то есть божественного действия или Бога в действии, где действие означает создание смысла. «И Слово стало плотью и обитало с нами», — читаем мы в Св. Иоанна, и Слово относится ко второму лицу Троицы. В обычном смысле глагол — это часть речи, которая преимущественно обозначает движение, реализацию или действие (в отличие от существительных, обозначающих вещи, абстрактные концепции или отдельных существ).

Базисные концепты

  • Коммуникация
  • Культура
  • Методология
  • Наука
  • Общество
  • Образование
  • Политика
  • Психея
  • Проверять
  • Техника
  • Философия
  • Экономика

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

логотипы

(Проволока.). — Греческое слово λόγος изначально означает речь или слово со стороны как внешней формы, так и содержания речи, ее значения или мысли, соединяющих ее отдельные части. В философии λόγος первоначально означало «рассуждение» как в объективном, так и в субъективном смысле, то есть как слово об объекте, так и о способности рассуждать в целом. Согласно Гераклиту, вся природа устроена согласно «истинному рассуждению», открытие которого — задача философа. Уже у Гераклита мы находим фундаментальное положение последующего идеализма: если природу можно распознать с помощью «истинного рассуждения» или L., если она согласуется с ним, то это означает, что в самой ее основе лежит рациональный принцип, L .; иначе объективное знание немыслимо. Более субъективная способность к знанию или рассуждению производится Гераклитом из универсального L., или «значения» всей природы (см. Гераклит). По мере развития спекуляций философская философия становится все более абстрактной. Природа вещей отличается от того, что мы себе представляем; «существование» отличается от «видимости»: первое понимается только нашим мышлением или рассуждением, второе воспринимается нашими обманчивыми чувствами. Поэтому философы-элеаты с Парменидом во главе противопоставляют истину, как ее понимает разум, ложному феномену, мысль отвлекается на феномен и противопоставляет его в своей диалектике. Реальность, как она есть, не идентична нашим концепциям, так же как она не идентична нашим чувственным идеям и восприятиям. В связи с этой диалектикой, а также с развитием греческой литературы в целом возникает формальное изучение «искусства слова», то есть риторики и диалектики. Первыми мастерами «искусства слова» (τέχνη λόγων) были софисты — профессиональные филологи, риторы и диалектики. Наиболее важными из них были скептики, отрицавшие любую объективную истину как в теоретической, так и в практической областях. Такой софизм может быть побежден открытием логики, то есть определением определенных универсальных и объективных норм в самом принципе человеческого слова — в нашем познающем уме. Эта норма или начало, как указывал Сократ, является наиболее логичной мыслью, самой концепцией. Подводя к этому принципу весь человеческий «дискурс» — суждения и рассуждения — он указал в нем источник и критерий объективного знания и планировал построить на нем систему истинного поведения, которая дает человеку истинное высшее благо. После Сократа термин L в основном получает значение понятия, и в определенном смысле весь аттический идеализм, развившийся из учения Сократа, характеризуется как философия понятия. Поскольку человек познает существо только через понятия, он находится в соответствии с этими понятиями, он определяется ими как нечто понятное: существующее — это идея, то есть объект понятия. Это точка зрения Платона. Сами явления, поскольку они известны нам в их общих свойствах и отношениях, определяются понятиями; они такие, какие есть, просто «для ознакомления» с идеями; мир — это чувственное явление, возникновение идеи, ее отражение. Мысль не может знать ничего, кроме мысли; все, что существует, насколько это познаваемо нами, определяется как объективная мысль или идея. То, что отличается от мысли или идеи, — это совершенно непознаваемая и неопределенная материя, субстрат явлений, та среда (χώρα), которая определяет отличие явлений от идей — спектральных, чувственных отражений, от «существования» постижимого. Аристотель преобразовал это учение. Для него, как и для Платона, понятие или L., определяющее вещь, есть истинная сущность этой вещи, ее объективная форма (μορφή, έιδος = τό τι ήν είναι, τό τι έυτι); но истинная «сущность» не может быть вне того, что она есть, она не может быть абстрактной идеей, существующей только в нашем уме. Следовательно, Аристотель не противопоставляет реальность трансцендентальному «миру идей» Платона. Истинная философия не отвлекает себя от реальности, не отрицает ее, но знает. Если концепция объективно определяет то, чем она является, то истинная реальность принадлежит ей: это не просто абстрактная идея, противопоставляемая явлению или материи, но действующая сила или энергия, воплощенная в материи, которая ее формирует, организует. Л является, таким образом, не только формой, которая определяет вещи внешне, но и их производящей причиной и в то же время конечной целью, которая определяет происхождение вещей, их эволюцию и структуру изнутри. Таким образом, весь мир представляется Аристотелю как естественное целое, пронизанное творческим мышлением. Логос определяет с помощью концепции все, что познаваемо в действительности: его форму, его порождающую причину, его конечную цель. Вне этой творческой мысли остается только абсолютно неопределимый принцип, который, так сказать, находится за пределами познаваемой реальности: это материя, абстрагированная от всякой мыслимой формы. В системе Аристотеля никто не избегает такого дуализма, который отражен во всей его философии и составляет ее главную трудность: взаимодействие идеального и материального начала, отношения между L и конкретными чувственными вещами не получают окончательного объяснения.

Стоики решили эту трудность по-своему, признав единство обоих принципов. Они признали в L не только идеальный принцип, который определяет форму или концепцию вещей, их происхождение и конечную цель, но и сам материальный принцип: в противном случае взаимодействие между духом и материей, формой и материей, познаваемым и познаваемым, необъяснимо. Аристотель уже признал, что мысль или идея, выраженная в наших концепциях, не является чем-то внешним по отношению к вещам: поскольку она определяет их сама по себе, это их истинная сущность, их реальность или энергия. Стоики идут еще дальше: чтобы быть сущностью вещей, L должен охватить в себе их материю. Таким образом, в Л есть все в философии стоиков: божественность, природа, разум, стихия мира. Чувственность и интеллект имеют общий источник; дух — это физическая, телесная энергия, а материальная природа — это живой и одухотворенный элемент. Подобно Аристотелю, природа представлена ​​в виде шкалы форм, но все эти формы наделены более или менее грубой или тонкой телесностью: каждая L., воплощающаяся в низших формах материи, является живым и материальным семенем (ος ματικός) . Закон природы — разумный божественный закон; естественная необходимость есть провиденциальная необходимость. Здесь учение L впервые приобретает религиозную окраску, оно становится морально-теологическим учением о провидении, в признании которого философ примиряется с жизнью и судьбой. Материалистический панлогизм стоиков скорее сократил, чем разрешил трудности аттической «философии концепции». Поэтому стоицизм вызвал правильную критику как со стороны последователей предыдущих школ, так и со стороны материалистов (эпикурейцев) и особенно со стороны скептиков, раскапывающих самые основы стоического пантеизма и стоической теории познания. Божественность, тождественная материальному миру, не является Божеством; Л., тождественно необоснованному, не является логотипом. Чтобы объяснить согласие познающего разума с познаваемой природой, стоики догматически утверждают безразличную идентичность одного и другого, несмотря на очевидное различие. Критерием истинного знания не может быть ни чувственности, ни разума. Отсюда был сделан шаг к философии веры, которая искала в откровении источник надежного гнозиса (знания). В этой религиозной философии (которая развивалась главным образом в Александрии, где западные философские учения встречались с религиозными идеями Востока) первостепенное значение имела система еврея Филона (в начале нашей эры), который пытался объединить результаты Греческие спекуляции с законом Моисея и откровением Древнего. Пакт. Концепция Л., заимствованная у стоиков, но модифицированная в интересах религиозного теизма, послужила решению этой проблемы. Вечная материя, бесформенная и бесформенная, которая не может вступить с ней в контакт, противостоит единой сверхразумной Божественности, познаваемой только через экстаз. Вселенная, провидение, откровение Божественного предполагает ряд посредников, сил и начал: в этом качестве — идеи Филона о Платоне, λογοι σπερματικοί стоиков, ангелов евреев и демонов эллинов. Они представлены сначала как свойства — эманации самого Божества, затем как личные посредники (ангелы), отделенные от него, затем, наконец, как физические энергии (логосы стоиков), действующие в мире и появляющиеся в нем. Все эти силы (δυνάμεις) объединены в L., который является посредником между Богом и миром. Л. Филон — это: 1) сила и разум самого Божества, его непосредственная эманация, которая содержит совокупность всех других сил; 2) идея мира, содержащая совокупность творческих прототипов творения (идеальный план творения); 3) творческая энергия, которая творит и одушевляет мир подобно Л. Стоикам, проявляя себя во всех его различных формах и формах; 4) наконец, для всех разумных существ, вовлеченных в Логос — посредника откровения, с которым он иногда выступает в качестве личного посредника, верховного «ангела» Бога. Филон также называет его «первосвященником», «единородным Сыном». Бога »или« второго бога »в отличие от первого нерожденного Божества и« третьего бога »- сотворенного мира, в котором он воплощается. Как человеческая мысль — это невысказанное внутреннее слово (λόγος ενδιάθετος), отличное от выраженного слова (λόγος προφορικός) и тождественное ему, так и божественное Слово одновременно тождественно миру (как его постижимая сущность) и отличается от него (как идея). Таким же образом определяется отношение L к единственной человеческой душе: он отличается от нее, хотя он дает ей жизнь, силу, разумность и знания — и в то же время отдельные праведные души могут стать такими, как он, как бы воплощенными в сам. Более того, через экстаз они могут достичь прямого союза с Божественным (таковы пророки). Филон завершает дохристианский период истории L. Позднее платонизм стремился точнее изолировать это начало от мира и в то же время более точно определить его отношения с Божественным. Как универсальный творческий ум Л является высшим философским понятием Филона и в то же время ключом к пониманию открытости Древнего. Пакт. В этом смысле учение Филона в связи с другими аспектами его философии оказало огромное влияние на христианскую мысль. Филонов L занимает среднее место между L греческой философии и L евангельской доктрины, что существенно отличается (у Иоанна Богослова). Содержание философов Л. — совокупность всего мыслимого, всего известного, идеальная сущность и основа мира. L. Евангелия — это совершенное откровение Сущности Бога, предвечного образа Бога. Евангелие говорит, что Слово было от начала с Богом и с Богом, «и Бог есть Слово». Напротив, L в философском смысле с самого начала является космическим потенциалом, объектом и содержанием которого является мир: он относится к миру (как идея мира или энергия мира). Философское учение Л является результатом длительного и последовательного развития греческой мысли, которая постепенно достигла этой идеалистической гипотезы. Религиозное учение о Л является результатом религиозного опыта: вера в откровение, в Бога, выраженную в словах Христа, вера в личность Христа как в само слово Божье, то есть полное воплощение и откровение Бога в мужчине. Несмотря на это существенное различие, существует несомненный параллелизм между философскими и теологическими концепциями. Философы либо отождествляли свое L с Божественным, либо видели в нем эманацию Божественного: некоторые философы, которые спорили с зарождающимся христианством (Цельс, неоплатоники), такие как Филон, называли L «Сыном Божественного». С другой стороны, даже теологи видели в совершенном откровении и воплощении Божества конечную цель, след и творческое начало мира («Он был совсем один»). Поэтому в развитии христианского богословия естественно встретились религиозные и философские элементы. См. Хайнце, «Die Lehre vom Logos in d. Gr. Philos». (Ольденбург, 1872) и сочинения о Филоне на русском языке — прекрасная книга М. Муретова «Философия Алекса в отношении учения Иоанна Богослова о Логосе», М., 1885); затем общие работы по истории догмы и теологии, например, Дорнер: «Lehre von d. Person Christi» (1845) или совершенно новый «Dogmengeschichte» Гарнака.

Книга. С. Трубецкой.

Значения слов синонимов к слову логос

  • абсолютный
  • выражение
  • глагол
  • демиург
  • дух
  • знания
  • лексема
  • подумал
  • подумал
  • база
  • основы
  • начало
  • основополагающий принцип
  • первичный элемент
  • шина
  • концепция
  • концепции
  • предложение
  • интеллект
  • разговорный
  • речь
  • слова
  • слово
  • слово

Ассоциации к слову логос

  • методология

Синонимы к слову логос

  • абсолютный
  • выражение
  • глагол
  • демиург
  • дух
  • знания
  • лексема
  • подумал
  • подумал
  • база
  • основы
  • начало
  • первобытный огонь
  • основополагающий принцип
  • первичный элемент

Логос (Кириленко, Шевцов)

ЛОГОС (греч. Logos) — термин античной философии, усвоенный современной мыслью. В широком смысле логотипы — это рациональный принцип. Логос несет в себе гносеологические, онтологические, аксиологические смысловые нюансы. Этот термин уже употреблял Гераклит. Для Гераклита, а затем и для стоиков, логос является одновременно законом, разумом, словом, моральной нормой, принципом. Концепция логоса — посредника между Богом и миром — встречается у Филона Александрийского. В христианском учении логос — это Христос, «Бог Слово», проявление Бога в откровении.

Логос (НФЭ, 2010)

ЛОГОС (от греческого λόγος — дискурс, слово, выражение, понятие, основание, мера) — это понятие античной философии и христианского богословия, где оно обозначает рациональный принцип, который управляет миром и Богом Сыном, вторым лицом Троицы. Гераклит выступает как философское понятие, даже если его интерпретация остается очень спорной, вплоть до отрицания за логосом любого значения, кроме обычно используемого (слово, высказывание). Из тех немногих фрагментов, которые говорят о Логосе, мы узнаем, что люди не понимают вечно существующего универсального Логоса, согласно которому все происходит…

Рассматриваемое понятие в философии XX века

Значительное внимание здесь уделяется теме логоса как религиозными философами нетомистической традиции (концепция К. Ранера, где человек является «слушателем Слова»), так и представителями протестантской «диалектической теологии». (Карл Барт).

Проблематика рассматриваемой концепции, особенно в отношении эллинского наследия, существенна для герменевтики («Истина и метод» Гарамера).

Немецкий философ М. Хайдеггер в своих последних работах неоднократно возвращается к попыткам переосмысления забытого значения древнегреческого логоса — собирающей-раскрывающей силы.

В контексте постструктурализма этот термин сравнивают с рационалистической мифологией Запада. Следовательно, для метода деконструкции Деррида главная цель — «нейтрализовать» логоцентризм, синоним метафизики.

логотип в философии

Рассматриваемый древнегреческий термин в рамках христианства

В эллинистический период концепция «логоса» привлекает внимание религиозной мысли Средиземноморья, которая пыталась синкретическим образом объединить греческие и восточные традиции.

Существенным результатом этих экспериментов является учение Филона Александрийского, ведущего представителя еврейского эллинизма.

Он считал, что логос в философии — это внутренний план и разум самого Бога по отношению к миру. Более того, Филон также воспринимал его как посредника между «первым богом» — творцом всего сущего и «третьим богом» — природой (творением Господа), которого называли «вторым богом», «верховным богом» священник »,« Единородный сын Божий».

Это учение Филона сильно повлияло на христианское богословие: оно нашло отражение в учении Иоанна Евангелия о Логосе («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1,1)), таким образом, как и в Откровении (19:13), Иисус назван Словом Божьим.

В отличие от этой концепции в контексте эллинистической философии (эманация Абсолюта и преобразованная форма его пребывания в нижних мирах), в христианской философии логос, выраженный в Евангелии вторым лицом Троицы (Иисусом Христом)) означает, во-первых, непосредственное присутствие Господа в мире, а во-вторых, синкретическое единство с человеческой природой («И Слово стало плотью», Иоанн (1:14)).

Религиозный взгляд на понятие Логоса

    Интересное обсуждение Логоса можно найти у Филона Александрийского, богослова и религиозного лидера, жившего в Александрии (Древний Рим) в I веке нашей эры.

Святые пророки и логотипы в религии
Рассматривайте Логос Бога как высший разум, своего рода божественность, идею всех идей. В нем говорится, что, поскольку человек создан по образу и подобию Бога, то есть определенному образу Бога, который является прообразом или моделью всего сущего. Логос — это только тень Бога, очертание Бога, но не ослепляющий свет самого Бога. Логос — это своего рода существо, наделенное божественными силами. Следуя логосу через экстаз, человек должен стать подобным Богу, можно войти в состояние экстаза, молясь Богу.

В христианстве Логос означает Сына Божьего, рожденного как Богочеловек Иисус Христос, чтобы спасти мир от греха. В Евангелии от Иоанна написано, что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Таким образом, до появления Слова, то есть Иисуса Христа, слился Логос с самим Богом, а после рождения разумного существа появляется Слово -логос, символизирующее своего рода Высший Разум.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Логотипы

Логотипы

В переводе с греческого это слово означает и ум, и слово. Например, у Гераклита мы читаем: «Не для меня, но, слушая Логос, разумно признать, что все едино». Апостол Иоанн: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (в греческом тексте Слово — это Логос). Следовательно, логос — это одно слово, но не все, но оно выражает истину: истинное слово или истину в словесном выражении. Итак, что такое логотипы, причина или слово? Скорее всего, неразрывная связь между одним и другим. Концепция логоса предполагает, что нет слова без разума, так же как нет разума без слова. Лично мне оба утверждения кажутся сомнительными, особенно второе. Если бы разум не существовал до появления слова и независимо от него, как бы слово родилось? Бог, утверждает Спиноза, не говорит и не рассуждает (Бог — это не Логос, то есть не Слово). В то же время нет ничего более разумного, чем такой Бог. Истинная причина, то есть правильное отношение истины к самому себе, лежит за пределами слова. Истинная идея «не состоит ни в изображении чего-либо, ни в словах, поскольку сущность слов и образов состоит только из телесных движений, которые никоим образом не содержат понятия мысли» (Этика, часть II, схолия к теореме 49). Истинная логика умалчивает: это не логотипы, а алогосы. Это не Слово, а действие. Не слова, а тишина. Логика бытия — это онтология. Так что вначале было так.

Восточное понятие Логоса

Греческая философия - Что Гераклит сказал о Логосе

    Учения древнекитайского философа и мыслителя Лао-цзы тесно переплетаются с концепцией Логоса у Гераклита. Гераклит имел в виду Логос как нечто, что соединяет и создает противоположные вещи и явления (борьба и единство противоположностей), а Лао-цзы выдвинул теорию о том, что Дао — это определенный путь или движение двух полярностей Инь и Ян, которые возникают из Дао и следовать в соответствии с ним. Итак, как только два противоположных начала разделяются и расходятся, они окончательно подвержены разложению и смерти, но как только они объединяются и начинают двигаться по пути, они сразу приходят в гармонию.

В результате разделения, перехода и движения этих принципов мир предстает во всем своем разнообразии. Однако возникновение мира не имеет и не имело начала, как в Библии или в мифологии. Мир, как и вся вселенная, существовал всегда. Необходимо осознавать не само время начала, а сам принцип существования и движения, то есть процесс развития чего-либо от начала до конца.

В китайской философии Дао — это высшая форма бытия, космическая пустота, которая не пуста, а просто ее содержание невидимо для нашего ума и, следовательно, не распознается им. Это может быть гравитационная, электромагнитная, ультрафиолетовая энергия, которую мы не видим, но они постоянно влияют на нас и изучаются учеными.

На рисунке показан символизм Дао
Согласно философии Лао-цзы, Дао — это ноль, круг, пустота, пространство, пустота. Дао порождает единицу (предел). Отсюда выражение: «Бесконечность великого предела». Предел — это китайский символ круга с двумя энергиями, Инь и Ян. Двигаясь в соответствии с Дао и через него, эти энергии порождают множество                                                                                                 различных форм во Вселенной.

Если Дао — это энергия, мы никогда не сможем дать ему определение начала, конца, сингулярности или множественности.

Лао-цзы, основатель философии даосизма, также в своем трактате «Дао дэ цзин

Мыслитель и философ Лао-цзы - портрет
описывает концепцию Дао: «Дао не атакует, но достигает успеха», «Дао следует естественности», «Дао вечно и не имеет имени». Таким образом, в философии Лао-цзы Дао — это источник, с которого все начинается, а Дэ — это метод или путь, с помощью которого следует стремиться слиться со всемогущим Дао. Принцип Ву-вэй, то есть бездействие, аналогичен Де.

В сочинении много не говорится и ничего не доказывает. Своими действиями он указывает правильный путь и творит добро согласно закону Дао. В его действиях нет борьбы, только действие.

Понятие Цзин в китайской философии связано с внутренней силой, так называемой энергией Ци. Следовательно, с помощью У-вэй необходимо накопить в себе ци, чтобы слиться с великим Дао. По мнению китайских философов, по этому пути совершенства должен был пройти человек из Поднебесной.

Оцените статью
Блог о древних цивилизациях