Древний Китай – периоды истории

С какого года исчисляется история Китая?

В доисторическом Китае не было общепринятой системы времени. Основные «исторические пробелы» варьировались между периодами верховного правителя.

Китайские ученые (не без имперского пафоса) заявляют о 5000-летней государственности. История Китая измеряется легендарными подвигами Ван Фу Си, который считается мифологическим отцом основателя и старейшего правителя страны. Если не оперировать легендами и мифами, а говорить «вкратце о главном»: нет документальных свидетельств существования государства до образования династии Шан. История КНР отсчитывается от времен правления Шаня (1600-1027 гг. До н.э.

Шан

Суй

Только в 581 году, после длительного периода потрясений, Чжоу Ян Цзян сумел объединить север, расколотый кочевниками. Начало правления династии Суй. Затем он захватывает штат Чен на юге и, таким образом, объединяет весь Китай. Его сын Ян Ди воевал с некоторыми государствами Кореи и Вьетнама, создал Гранд-канал для транспортировки риса и улучшил Китайскую стену. Но люди оказались в тяжелых условиях, в результате чего началось новое восстание, и Ян Ди был убит в 618 году.

Кто и в каком году открыл Китай

Легендарный итальянский путешественник Марко Поло считается первооткрывателем Китая для европейцев. Венецианец путешествовал по азиатскому континенту, пока в 1275 году не попал в могущественную империю. Позже Марко Поло подробно описал свое путешествие и пребывание в Китае в своих книгах.

Более того, еще до итальянского многие европейские торговцы уже знали китайское государство. После открытия Шелкового пути в I веке до нашей эры многие древние европейские писатели упоминали Китай в своих трудах. В Римской империи знали, что сера жила за величественной восточной Индией. Так Александр Македонский называл китайцев. Именно здесь закончилась земная дорога, описанная Птолемеем и Плинием.

Периодизация Древнего Китая

Годы в Империи считались двояко. Хронология по эпохам правления следующего государя и хронология по циклам, в которых годы объединены в фазы по шестьдесят лет.

Традиция рассматривала истоки всего сущего в пяти элементах. Каждый знак первичного элемента с одним из двенадцати животных дал название году в вихре повседневной жизни.

Интересно! Синология выделяет десять династий и сосредотачивается на периодах одновременного существования нескольких правящих домов.

Отдельно выделяются эти «моменты» многовековой истории страны:

  • правление «шести семейств» (220-589): между падением Хань и рождением Суй;
  • эпоха политических потрясений, «пяти домов и десяти государственных образований» (907–960 гг.).

Династия Мин

Возникновение государства Шань-Инь

Шан (в некоторых источниках Шань-Инь) — первое китайское государство, существование которого подтверждают археологические находки.

Древняя легенда гласит: вождь Пан Ген разрушил город Аньян в среднем течении Желтой реки и основал поселение, дав ему название Шан. Название поселения распространялось не только на «новосозданное» государство, но и на всю королевскую семью.

Результатом многочисленных войн стало порабощение правителями Шаня многочисленных соседей и торжественное и грандиозное расширение территорий Империи.

В Шан-Инь был календарь, зачатки письма и .. огромная армия, вооруженная бронзовыми мечами, прекрасными луками и колесницами.

Династия Мин

Династия Ся

Основателем первой китайской династии Ся Чао (2070-1765 гг. До н.э.) был сын Гуна по имени Юй.

Китай в то время страдал от регулярных наводнений (Желтая река каждый год меняла свое русло и, разлившись, унесла тысячи жизней). Для борьбы со стихией было проведено грандиозное строительство дамб, ответвлений каналов и сложных оросительных сооружений. Попутно были проведены картографические съемки горных хребтов и долин рек, в результате чего территория страны была разделена на девять регионов. На каждую провинцию взимался налог в зависимости от производимой в ней продукции. Последним правителем династии был Цзе (сын Фа). Тиран и угнетатель мало занимались бизнесом, проводя свои будни в роскоши, веселье и пьянстве. Страна пострадала от стихийных бедствий и разрушений, вызванных плохим управлением. Вождь вассального племени Шан Тан воспользовался недовольством народов. Шань победил Ся в битве при Минтяо: в мире появилось «новое» государство.

ся

Династия Чжоу

Правление Чжоу длилось около 800 лет. Для лучшего анализа и систематизации ученые делят Чжоу на два периода:

  • западный (1045 г до н.э. — 770 г до н.э.) — род правил всей страной;
  • восточная (770 г до н.э. — 256 г до н.э.) — Ван постепенно теряет верховенство власти, территория страны превращается в «лоскутное одеяло» отдельных государств.

Восточная фаза делится на «весенние и осенние хроники», когда на просторах страны было много независимых владений (подчиненных центральной власти) и период раздора Чжанго («Воюющие королевства»), когда были свергнуты Чжоу с престола.

В эпоху Чжанго страна претерпела серьезные изменения:

  • рост урбанизации;
  • распространение металлических орудий труда и, как следствие, повышение производительности труда;
  • реструктуризация военных объектов;
  • развитие товарных денег, рыночных отношений;
  • массовое заселение слаборазвитых регионов.

Западная Чжоу

Все это на фоне острой политической нестабильности и масштабных сражений. Беспощадные войны за власть привели к краху правящего дома. Правитель Чжоу потерял свой небесный мандат. Сильнейшее государство Цинь с правителем Шихуанди выиграло «войну против всех.

Цинь

В 221 году прародитель династии объединил десятки небольших поместий в одной стране, разграничил огромную территорию на провинции и поместил в каждую провинцию мужа суверена. Страна систематически превращалась в государство, управляемое единым центром.

Император объявил об окончании всех междоусобиц, изъял все оружие у князей прерогативы и, расплавив его, приказал соединить двенадцать великих памятников мира и процветания.

Государство вторглось во все сферы жизни:

  • стандартизация метрической системы;
  • утверждение канона письма;
  • проведение денежно-кредитной и судебной реформ;
  • формирование четко выстроенной иерархии бюрократических людей.

Интересно! Цинь — время грандиозных строительных проектов: возведение Великой Китайской стены, возведение гробницы императора (со знаменитой терракотовой армией) и величественного дворца Элань.

Вся империя покрыта дорожным строительством (официальная длина — 7500 километров).

Цинь

Основной причиной непродолжительного правления династии историки называют противопоставление (на уровне императора) идей конфуцианства философии легизма. Легизм («школа законников») проповедовал строгое соблюдение буквы закона и крайне суровые наказания за любые свободы и проступки. Кровавая жестокость уничтожила правящую династию. Цинь Ши Хуанди умер в 210 г до н.э.

Хань и Синь

Новый правитель империи Эрши Хуан был человеком волевым. Глава Имперской канцелярии Чжао Гао быстро «раздавил» слабого Ваня. Страну потрясли бунты против серого кардинала.

В 207 г до н.э император совершил ритуальное самоубийство. Лидер повстанцев Лю Бан выиграл гонку за власть и основал династию Хань как правящую страну (с коротким перерывом) до 220 г. (дольше, чем другие королевские династии).

Синологи определяют границы царства вначале (западная фаза), а затем — хань (с коротким периодом потери власти в середине царства).

Хан

Вступление на престол династии Хань инициировало многочисленные изменения в жизни страны, которые позволили обществу сплотиться и успокоиться. На смену кровавому легизму пришло восстановленное конфуцианство. Крестьянам сократили налоги, бюрократический аппарат подвергся серьезным чисткам. Жизнь в Поднебесной стала входить в старое русло спокойствия и процветания. Но на приграничных территориях активизировались воинственные соседи гуннов. Стремясь избежать ненужного кровопролития, правитель Лю Бан заключил с нападавшими мирное соглашение. Кочевники согласились уйти в обмен на огромные ежегодные выплаты (дань).


Первый глава семьи Лю Бан умер в 195 г до н.э. В последующие годы Империя постепенно пришла в упадок. Западный Хань вымер без кровопролития. После смерти правителя Пин-ди трон мирно перешел к Ван Ману. В знак уважения к традиции была создана новая недолговечная династия Синь.

Основатель правящего дома Синь пытался реформировать страну, вернуть рабовладельцев в чувство и обуздать высокопоставленных чиновников. В провинциях царил хаос, кровавые восстания, восстания. Ван Ман потерпел неудачу, был низложен и казнен.

В 25-м началась вторая эра правления Хань. Они привели к власти дальних родственников бывших царей: молодого Гуань У-ди.

Хан Фэй

Восточная Хань славится возведением на престол молодых императоров. Властолюбивые регенты и серые кардиналы сожгли свои жизни, поставив династию на грань пропасти. В 184 году восстание желтых тюрбанов потрясло империю.

Беспорядки были подавлены армией. Вступившие в силу генералы разделили империю на три части. Королевство Хань закончилось, и начались Троецарствие.

Цзинь

Кровавое противостояние бывших генералов ускорило крах Империи. Началась эпоха Цзинь (265–316 гг.).

Кочевники захватили весь север страны, и столица была перенесена из Лояна на юг. Император Симя Ян провел реформу землепользования, озлобившую крупных землевладельцев. Захватчики «отрывали» от страны целые провинции и крупные города, заставляли крестьян развивать необходимые для кочевников выращивание риса и с кланами заселяли речные долины.

Буддизм, зародившийся в Индии, набирал силу в стране: повсюду строились монастыри и храмы.

Джин

Суй

В северной части Чжоу в конце VI века власть узурпировалась высокопоставленными китайскими военными и руководителями, а также китаизированными турецкими лидерами с общим лидером Ян Цзянем.

Империя была подавлена ​​раздробленностью. После полного одобрения народа Yang Companions объединили страну. В 581 году Ян Цзянь взошел на престол под «аватаром» Вэнь-ди и девизом Суй. Закончились триста лет разобщенности и началась эра Суй.

За очень короткий период его правления Дом Суй смог полностью восстановить защитную стену, проложить Императорский канал и воздвигнуть величественный дворец в столице следующего штата.

Интересно! Династия объединила Китай после четырех веков разобщенности.

Лидеры сохранили целостность страны, укрепили границы и сплотили население.

на

Тан

Ли Юань основал государство Тан, которое просуществовало с 618 по 907 год. Наследник основателя, вождь Ли Шимин, подавил все народные восстания, казнил сепаратистов и объявил новую имперскую экономическую и политическую стратегию. Поднебесная переживала период максимальной мощи: налаживались экономические связи с другими государствами, выращивались сельскохозяйственные культуры (рис, чай, хлопок), из руин восстанавливались города и поселения.

История правящей династии была прервана «заговором военных губернаторов». Вождь заговорщиков Хуан Чао уничтожил Тан в 901 году и снова разделил империю на отдельные вотчины.

Загар

Философия

Философия древнего Китая сильно отличается от философии любой другой европейской страны. Если в христианстве и исламе есть бог и загробная жизнь, то в азиатских школах был принцип «здесь и сейчас». В Китае также апеллировали к доброте при жизни, но только к гармонии и благополучию, а не под страхом наказания после смерти.

В его основе лежала троица: небо, земля и сам человек. Люди также верили, что существует энергия ци и что во всем должна быть гармония. Они определили женское и мужское начала: инь и янь, которые дополняли друг друга для гармонии.

Всего существует несколько основных философских школ того времени: конфуцианство, буддизм, моизм, законничество, даосизм.

  • Конфуцианство — одна из первых школ. Его основателем был Конфуций, живший в период Восточной Чжоу. У него не было цели основать целую религию, но вся его философия очень любила китайский менталитет. У него было много учеников, которые переняли всю его мудрость и знания. Известно, что он написал важнейшую летопись хроники, описав весь период жизни умершего Чжоу. Это, несомненно, внесло огромный вклад в историю. Сам философ считал, что гармонии можно достичь во всем. Он обратился к этике, доброте и достойному поведению с образованием. В то время у него были свои взгляды на правильное ведение политики, которые, конечно, были несколько идеализированы.

периодизация древнего общественно-государственного устройства Китая

  • Легизм существовал во времена династии Цинь. Легизм и конфуцианство боролись почти полвека. Во времена династии Цинь все следы конфуцианства были стерты: рукописи сожжены, последователи казнены правителем. Все должно было быть основано на порядке и тотальном жестоком контроле над людьми, что является сутью легизма, чтобы не появлялась «злая сущность человека».
  • Считается, что буддизм возник во времена династии Хань, но достиг пика популярности при Цзине. Религия пришла из Индии. Практичным китайцам не нравился тот факт, что буддизм был основан на аскетизме, потому что в реальной жизни это казалось непрактичным. Но многим нравились сами принципы буддизма в отношении людей и жизни. В Китае религия немного изменилась, в отличие от Индии.
  • Моизм был основан философом Мози (470–390 до н.э.). Основными мыслями философского направления были: мир, борьба за благо нескольких человек, подавление агрессии.

Итак, если обобщить сказанное, можно сделать вывод: еще до нашей эры древний Китай сформулировал определенную философию и придерживался некоторых религий, которые до сих пор являются неотъемлемой частью духовной жизни китайского населения. В то время все основные школы менялись и лишь иногда накладывались друг на друга, в зависимости от стадии периодизации.

Республиканский период

29 декабря 1911 года временно исполняющим обязанности президента был избран Сунь Ят-сен. 12 февраля 1913 года император Пу И отрекся от престола.

Республика в Китае появилась 1 января 1912 года. Сунь Ятсен, который был лидером партии Гоминьдан, стал ее первым президентом. Вскоре Сунь Ят-сен был свергнут генералом Юань Шикаем, который установил свой суверенитет. После его смерти в 1916 году страна распалась на ряд провинциальных правительств.

1927-1937 — Нанкинское десятилетие.

В 1927 году лидер партии Гоминьдан под руководством Чан Кайши установил контроль над большей частью страны. Бывшие союзники, коммунисты, начали преследоваться, и вскоре начались военные столкновения. Руководство партии попыталось провести реформы для развития страны. Но реформам мешало противостояние внутри партии и борьба против коммунистов. Внешним фактором было японское вторжение в Маньчжурию в 1931 году, создание в этом регионе марионеточного правительства во главе с бывшим императором Пу И.

В 1937 году началась китайско-японская война. Война против Японии объединила противоборствующие стороны Гоминьдана и коммунистов. После изгнания оккупантов войсками в 1945 году началось новое противостояние. В результате 1 октября 1949 года была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Чан Кайши был эвакуирован на остров Тайвань в 1947 году, где он был объявлен территорией Китайской Республики.

Государственные и общественные строи Древнего Китая

Периодизацию всех периодов древнего Китая можно рассматривать как фазы истории, похожие друг на друга по своей структуре. Социальная структура основана на коллективном сельском хозяйстве. Основными видами деятельности людей являются скотоводство и ремесла (развитые на высоком уровне).

На вершине власти стояла аристократия, ниже — рабы и крестьяне.

Наследие предков было четко выражено. В период Шан-Инь каждому из родственников правителя был дан особый титул, в зависимости от того, насколько они были близки. Каждый титул давал свои привилегии.

В периоды Инь и Западная Чжоу земля выдавалась только для использования и экономии, но не в частную собственность. А ко времени Восточного Чжоу земля уже была передана в частную собственность.

Рабы сначала принадлежали государству, а затем частным лицам. В их категорию обычно попадали заключенные, очень бедные члены общины, бродяги и другие.

В этапах периодизации общественного и государственного устройства Древнего Китая можно выделить тот факт, что в эпоху Инь трон сначала унаследовал брат умершего правителя, а в Чжоу титул перешел к сыну от отца.

При суверене царила дворцовая система правления.

Стоит отдельно выделить, говоря о периодизации истории государства и древнего Китая: закон уже существовал, но на начальном этапе он сильно переплетался с религиозными принципами и обыденной этикой. Воцарился Патриархат, почитались старцы и отцы.

В V-III веках до н.э закон НС являлся неотъемлемой частью жестоких наказаний, тогда как законничество уже существовало. А при династии Хань люди снова вернулись к конфуцианству и идее гармоничного неравенства людей по рангу.

Первые письменные источники права относятся к 536 г до н.э.

Доказательства существования государства

Исторические исследования 1928 года документально подтвердили существование предшественника китайского государства еще в 1600 году до нашей эры.

Раскопки в окрестностях поселения Сяотунь (северная провинция Хэнань) произвели настоящий фурор среди современных китаеведов. Руины большого древнего города, дома, ремесленные мастерские, религиозные сооружения, императорский дворец и триста гробниц (четыре императорских гробницы).

Раскопки подтвердили существование государства: иерархия общества (кроме могил чиновников и торговцев обнаружено множество «бедных» захоронений), расцвет ремесел, религий и неоспоримая власть императора, государя с «небесный мандат».

поселение Сяотунь

Цзинь

Эпоху Цзинь и последующие периоды уже можно отнести к средневековью, но давайте взглянем на самые ранние династии, чтобы понять, к чему привела древняя китайская политика и как правители должны были устранять последствия.

Население после ханьских войн уменьшилось в несколько раз. Были и катаклизмы. Реки начали менять русло, что привело к наводнениям и экономическому спаду. Ситуация усугублялась непрерывными набегами кочевников.

Цао Цао, положивший конец восстанию желтых тюрбанов, объединил расколотый север Китая в 216 году. А в 220 году его сын Цао Пей основал династию Вэй. В то же время возникли государства Шу и У. Так начался период трех царств. Между ними вспыхивают постоянные войны, усугубляющие военно-политическую ситуацию внутри Китая.

В 249 году Сыма Чжао стал главой государства Вэй. А его сын Сыма Ян после смерти отца взошел на трон и основал династию Цзинь. Сначала Вэй завоевал государство Шу, а затем У. Закончился период трех царств, началась эра Цзинь (265–316). Вскоре кочевники завоевали север, столицу пришлось перенести из Лояна на юг Китая.

Симья Ян начала раздавать землю своим родственникам. В 280 г был издан указ о системе наделов, суть которого заключалась в том, что каждый человек имел право на земельный участок, но взамен люди должны были платить в казну. Это было необходимо для улучшения отношений с простыми людьми, пополнения казны и подъема экономики.

Однако это не привело к улучшению централизации, как предполагалось, а наоборот. После смерти Сыма Яна в 290 году началась борьба между владельцами больших владений — родственниками умершего правителя. Он длился 15 лет, с 291 по 306 год. В то же время на севере государства укрепились позиции кочевников. Постепенно они оказались вдоль рек, начали выращивать рис и поработили целые поселения людей.

Как вы знаете, в период Цзинь религия буддизма начала укрепляться. Появилось много буддийских монахов и храмов.

Империя Цин

Династия Цин была последней императорской династией в Китае. Во время правления династии стало увеличиваться технологическое отставание Китая от западных держав, в результате чего в начале 20 века Китай был разделен на сферы влияния между такими странами, как Англия, Франция, Россия, Германия и Япония.

В результате Синьхайской революции 1911-1913 годов монархия была свергнута, и была создана республика.

Империя Цин. Author24 - обмен документами для студентов онлайн

Империя Цин.

Тян

Ли Юань основал династию, просуществовавшую с 618 по 907 год. В этот период империя достигла своего расцвета. Правители Ли улучшили экономические связи с другими государствами. Города и их количество стало увеличиваться. Мы начали активно развивать сельхозкультуры (чай, хлопок). Особенно в этом отношении выделялся сын Ли Юаня Ли Шимин, политика которого вышла на новый уровень. Однако в 8 веке конфликт между военными и властями в центре империи достиг своего апогея. В 874 году началась война Хуан Чао, продолжавшаяся до 901 года, из-за чего династия прекратилась. В 907–960 годах Китайская империя снова была раздроблена.

Природные условия того времени

Китай — это горы, плато и долины рек. Западная часть страны — самое большое плато в мире с резко континентальным климатом. Восток штата состоит из русел рек, спускающихся к морю (здесь сосредоточены все торговые пути, начинается Великий шелковый путь). Восток славится мягким климатом и разнообразной растительностью.

Доисторический климат и природные условия отличались от нынешнего положения дел. Север страны был покрыт лесами, зеленые насаждения стабилизировали климат, способствовали строительству.

Современные исследователи узнают о заповедных лесах только по многочисленным изображениям, легендам и мифам.

Научная периодизация

Со второй половины XIX века изучение Китая стало самостоятельной научной дисциплиной (китаеведение, китаеведение, китаеведение). С тех пор исследователи неоднократно пытались создать другие версии периодизации истории Китая, чтобы было легче связать ее с мировым историческим процессом.

В СССР наиболее распространен вариант периодизации, построенный на формирующем подходе к истории человечества. Этот подход был основан на вульгарной трактовке некоторых очень плодотворных идей Карла Маркса. Советские историки считали, что любое человеческое сообщество в своем историческом развитии непременно должно пройти через различные формации, методы экономического, экономического и политического устройства. Три исходные формации — примитивная, рабовладельческая и феодальная, за которыми следуют капитализм и коммунизм. Поскольку всех формаций было пять, теория получила название «пять членов». По этой схеме древний Китай относился к эпохе рабства, а последующие периоды китайской истории — к феодальному строю. Постепенно пришло осознание того, что история Китая не укладывается в «пять частей».

Некоторые историки в СССР и на Западе придерживаются первоисточника — идей Маркса. Они определяют систему общественных отношений, сложившуюся в некоторых регионах Азии, особенно в традиционном Китае, как «азиатский деспотизм» (Карл Виттфогель) или «азиатский способ производства». Это то, что сам Маркс называл такой подготовкой. Обращает на себя внимание тот факт, что основное средство производства — земля — ​​в Китае находилась в государственной собственности. Сельские общины отдавали дань уважения правителю и навязывали определенный порядок, нормы существования. Кроме того, общество зависело от государственного строительства дорог, храмов, плотин, водных каналов и т.д., от населения для соответствующей работы или для военных нужд. Доминирующая культурная или религиозная традиция считала, что правитель — это воплощение Бога, носитель святости, по крайней мере, проводник божественной воли на Земле. Самодержец управлял страной на основе централизованной бюрократии (бюрократический аппарат, однако, был настолько могущественным, что иногда он был реальной доминирующей силой). При этом политическая, экономическая и идеологическая власть была сосредоточена в руках правителя. Это создало огромные возможности для подавления любых проявлений разногласий. Власть государя и чиновников была абсолютной, а подданные были совершенно бессильны.

Бронзовый котел din. Восточная Чжоу. Помощник VIII-III века. NS.
Бронзовый котел din. Восточная Чжоу. Помощник VIII-III века. NS.

Азиатский деспотизм можно назвать системой всеобщего рабства. Вот только это не было рабством, как классическое рабство древности — обычно при азиатском деспотизме людей не продают и не покупают. Можно ли свести китайскую историю к подобной модели? Подавляющее большинство современных исследователей не верят, хотя в разное время легко найти элементы азиатского деспотизма. Теория азиатского способа производства важна для понимания истории Китая. Но он не объясняет всего, что произошло в процессе развития страны.

В последние годы новая версия периодизации китайской истории получает все большее признание среди специалистов, в том числе ученых из КНР. В нем только эпохи Шан и Чжоу восходят к древности. Две другие эпохи, представленные государствами империи, входят в следующий масштабный исторический этап: «Имперский Китай», который длился до 1911 года, когда была свергнута последняя правящая династия Цин.

Династия Ся

Первая известная династия в хронологии и периодизации древнего Китая — это династия Ся. Его основателем был Юй, и он существовал с 2205 по 1557 год до нашей эры. Согласно некоторым теориям, государство располагалось на всем востоке северного Китая или только на севере и в центре провинции Хэнань.

Первые правители хорошо справлялись со своими обязанностями правительства штата. Главный ресурс эпохи Ся — это календарь того времени, которым впоследствии восхищался сам Конфуций.

Однако произошел упадок, вызванный давлением духовенства, и вскоре духовные лидеры стали пренебрегать своими обязанностями духовенства. Даты календаря начали размываться, периодизация древнего Китая запуталась, социальная и политическая структура хромала. Это ослабление было использовано императором Ли государства Шан, который положил начало следующей династии.

Население

Общность людей Инь и Чжу (с первого тысячелетия до нашей эры) дала начало китайской этнической принадлежности. За образованием населения следили соседи, носители палеоазиатского (на севере) и австро-азиатского (на юго-востоке) диалектов.

Общность Инь и Чжоу

Восток, север и северо-запад страны населяли китайские кланы (шань, ся, чжоу). Юг и Юго-Запад принадлежали к узкокровным народам, носителям сино-тибетских диалектов. Северо-восток и запад принадлежали монгольским и турецким образованиям.

Хань и Синь

Империя Хань просуществовала с 206 г до н.э до 220 г н.э. Она разделена на два периода: Западная Хань (206 г до н.э. — 9 г н.э.) и Поздняя Хань (Восточная) (25-220 гг.)

Западная Хань столкнулась с опустошением после периода Цинь. В империи царили голод и смертность.

Правитель Лю Бан освободил многих рабов государства, которые не знали о преступлениях при Цине. Он также отменил суровые налоги и суровые штрафы.

Однако в 140-87 гг. До н.э империя вернулась к деспотизму, как и при правителе Цине. Правитель династии У снова ввел высокие налоги, которыми облагались также дети и старики (это приводило к частым убийствам в семьях). К этому времени территория Китая сильно расширилась.

Между Западной и Восточной Хань был разрыв в династии Синь во главе с правителем Ван Ман, которому удалось свергнуть Восточную Хань. Он пытался укрепить свою власть с помощью многих позитивных реформ. Например, для каждой семьи выделен определенный земельный участок. Если он был выше, чем должен был, то часть отдавалась бедным или безземельным людям.

Но в то же время царил беспредел с чиновниками, в результате чего казна опустела, а налоги пришлось значительно увеличить. Это было причиной недовольства людей. Начались народные восстания, что тоже послужило преимуществом для представителей династии Хань. Ван Ман был убит во время бунта «Красные брови».

Лю Сю был выдвинут на престол. Он хотел уменьшить враждебность людей, находящихся у власти, за счет снижения налогов и освобождения рабов. Начинается период Западной Хань. И на этот раз он внес значительный вклад в историю. Именно тогда был основан Великий шелковый путь.

В конце II века в народе снова вспыхнули бунты. Началось восстание «желтых банд», которое длилось почти 20 лет. Династия была свергнута, начался период трех царств.

Хотя период Хань был периодом подъема, в конце эпохи после Двадцатилетней войны началась постоянная борьба между генералами династии и другими лидерами. Это привело к очередным потрясениям в империи и гибели.

Начало истории

известно, что первые предки китайцев жили 400 тысяч лет назад в эпоху неолита. Останки Синантропо были найдены в пещере недалеко от Пекина. Первые люди уже освоили раскраску и некоторые другие навыки.

В целом территория Китая удобна для жизни, поэтому история уходит корнями в столь далекое прошлое. Почва плодородная, а сама степь окружена морем, горами, которые могли защитить людей от вражеских нападений. Это удобное расположение привлекло первых жителей, которые были предками сегодняшних китайцев.

Ученые также знают, что после синантропа было две культуры: Яншао и Луншань. Вероятно, их было больше, но они смешались друг с другом. Только два были подтверждены археологически.

Культура Яншао существовала 2-3 тысячи лет до нашей эры. Люди того периода жили на огромной территории от провинции Ганьсу до юга Маньчжурии. Известно, что из них можно было делать красивую красочную керамику.

Луншань в основном располагался в провинции Шаньдун. В центральном Китае обе культуры пересекались. Люди также овладели навыками работы с керамикой, но главной их гордостью было умение изготавливать различные предметы из кости. На некоторых из них, найденных учеными, были обнаружены потертые надписи. Это было первым условием для написания.

Кроме того, можно условно выделить разные этапы периодизации истории и культуры Древнего Китая. Первые три династии относятся к периоду до образования Китайской Империи, затем к множеству династий во время существования Империи, а за последней фазой следует система без династий и современный Китай.

Во что верили

Конфессии Империи не были персонифицированы. В Китае не возводили храмов, посвященных конкретному божеству, священнические обязанности исполняли государственные чиновники.

У древних китайцев были три основные религии (скорее, религиозные и философские направления): буддизм, пришедший из Индии, даосизм и идеи Великого пути даосизма — конфуцианства.

Кун Фу-цзы - Конфуцианство.

Династия Чжоу

Чжоу — последняя могущественная династия первого этапа периодизации истории государства Древний Китай до образования Китайской Империи, существовавшая с IX по III век до нашей эры.

Есть два этапа: западный и восточный чжоу. Западная Чжоу имела свою столицу Цзунчжоу на западе, а владения покрывали почти весь бассейн Желтой реки. Суть политики того времени заключалась в том, что в столице правил главный император, а его окружение (обычно родственники) правили многочисленными владениями, на которые было разделено государство. Это привело к гражданским беспорядкам и борьбе за власть. Но в конце концов сильнейшие владения поработили самых слабых.

китай древняя периодизация социальный порядок государственная система

В то же время Китай защищался от постоянных нападений варваров. Вот почему правитель переехал из западной столицы в восточную столицу Чэнчжоу в штате Лой в 770 г до н.э и положил начало периоду древней китайской истории, названному Западным Чжоу. Смена правителя условно означала отказ от власти и правительства.

Весь Китай был разделен на несколько королевств: Янь, Чжао, Сун, Чжэн, Лу, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь и множество мелких княжеств, которые со временем завоевали большие королевства. Фактически, некоторые королевства были гораздо более могущественными в политике, чем королевство, в котором находился правитель Чжоу. Ци и Цинь считались самыми могущественными, и именно их правители внесли наибольший вклад в политику и борьбу с варварами.

Царство Лу следует идентифицировать отдельно от этих царств. В нем преобладали образование и письмо, хотя Лу не был политически сильным. Именно здесь родился и жил Конфуций, основоположник конфуцианства. Конец периода Чжоу обычно считается годом смерти философа в 479 г до н.э. Конфуций написал историю Западной Чжоу в анналах Чуньцю. Многие события того времени известны только благодаря этим записям. Также известно, что в этот период в Китай начал проникать даосизм.

Конец династии состоял в том, что все королевства боролись друг с другом за власть. Победил сильнейший — Цинь с правителем Цинь Шихуанди, который после завоевания смог объединить весь Китай и основал новую династию. А сам правитель Чжоу утратил статус небесного повелителя.

Древний Китай

Следующая эпоха называется «Три династии». Первая достоверно известная династия — Шан-Инь.

Эта династия контролировала до нашей эры между 18 и 12 веками. Н.С равнинный участок у реки Хуанхэ, расположенный в восточном Китае. На смену династии Шан-Инь пришла династия Чжоу, правившая с 12 по 5 век до н.э. Но государство Чжоу распалось, и с 5 по 2 век до н.э определенные китайские королевства постоянно воевали друг с другом.

В 221 году раздробленные королевства были объединены под властью Цинь Ши Хуан-ди уже в одно государство, одну империю. Так началась история империи и династии Цинь. Наибольшего могущества и расцвета Древний Китай достиг в эпоху Империи Хань, существовавшей с 206 г до н.э. До 220 г н.э. Период империи Хань считается временем формирования китайцев как единой этнической группы.

Древний Китай. Author24 - обмен документами для студентов онлайн

Древний Китай.

Китайская Народная Республика

После поражения Японии во Второй мировой войне в Китае продолжилась гражданская война, в результате которой вооруженные силы КПК под руководством Мао Цзэдуна при поддержке Советского Союза полностью освободили материковый Китай от гоминьдана. 1949 г.

1 октября 1949 года в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика.

Чан Кайши бежал на остров Тайвань, который до сих пор официально называется Китайской Республикой.

КНР провела серию реформ во всех секторах с переменным успехом, постепенно отходя от жестко планируемой социалистической экономики, открывая границы, но сохраняя монополию КПК на управление.

К 21 веку. Китай, во многом благодаря дешевой рабочей силе, превратился в мировую фабрику; Именно сюда было перенесено производство большей части товаров из Европы, США и Японии.

Благодаря положительному торговому балансу Китай накопил значительные финансовые ресурсы и обладает огромным политическим, экономическим и военным потенциалом.

    Средневековый Китай

Современная синология утверждает: после краха династии Хань в Империи происходит эпохальная трансформация: на смену античности приходит средневековая фаза. История страны в это время состоит из грандиозной череды событий: частая смена правящих домов, долгое господство завоевателей, многочисленные войны, восстания, восстания.


Имперский переход к средневековью произошел незаметно, без «разрушения сердца», как это было в Европе. Избегая перемен, китайцы и здесь проявили мудрость и рассудительность. Все делалось медленно и постепенно: в средние века Китай незаметно прощался с рабскими традициями, проводил духовные и религиозные преобразования, проводил перестройку государственных структур и, прежде всего, переоценку нравственных устоев.

Средневековый Китай

Периоды имперского средневековья

Китай в среднесрочной перспективе («темный») пережил смену нескольких династий:

  • III-VI вв. — время смут (нашествие кочевников, Троецарствие), наследие крушения Хань;
  • 589-618 двухлетний период — Суйский совет;
  • 618-907 — Танское царство;
  • 907–960 гг. На двухлетний период — пять правящих домов и десять штатов;
  • 960-1279 двухлетний период — правление Песни;
  • 1279-1368 гг. — правление юаней (монголов);
  • 1368-1644 — Минский совет;
  • 1644-1911 — Цинское королевство.
Оцените статью
Блог о древних цивилизациях